Опера Пуччини дает зрителю повод задуматься над темой эксплуатации одного человека другим и муками выбора между свободой и подчинением.
Опера Пуччини «Манон Леско» основана на романе французского писателя аббата Прево, жившего в XVIII веке. Героиней обоих произведений является молодая женщина, которой предстоит сделать нелегкий выбор: жить в бедности с ее возлюбленным де Грийе, либо ценою своей физической свободы, наслаждаться роскошью и богатством. История эта в наши дни не менее актуальна, чем во времена Пуччини.
Постановка Джонатана Кента в Королевской опере не претендует на реалистичное изображение проблемы современного рабства, тем не менее Кент и продюсер Пол Браун проводят явные параллели между жизненным путем Манон в опере Пуччини и нелегкой судьбой жертв современного рабства во всем мире. Три сходства особенно бросаются в глаза.
Во-первых, Манон – подобно многим жертвам рабства в наши дни – никто не похищает и не принуждает насильно к подневольному состоянию, она сама выбирает такой жизненный путь, чтобы избежать бедности. Не обладая навыками или знаниями, которые могли бы обеспечить ей достойное существование, она вынуждена жить с престарелым Жеронтом. Это история не только Манон, но и тех 21 миллионов людей, которые силой обстоятельств принуждены к подневольному труду, главным образом в силу бедности. В отсутствие достаточного количества рабочих мест для каждого люди вынуждены соглашаться на опасную или унизительную работу. Зачастую в тех отраслях, где как раз процветает подневольный труд: рыбная ловля, работа в шахтах, текстильная промышленность, сельское хозяйство, а также работа в отелях и даже секс-индустрия. Люди, желающие нажиться на современных формах рабства, намеренно ищут наиболее слабых и уязвимых и эксплуатируют их к своей выгоде.
Во-вторых, деньги и психологическая зависимость одного человека от другого по-прежнему используются для фактического порабощения одного человека другим. Все делается для того, чтобы в конечном итоге не позволить человеку высвободиться из пут такой зависимости. Те же самые причины не позволяют Манон покинуть Жеронта. Одна из самых запоминающих сцен оперы особенно хорошо демонстрирует эту проблему: у Манон появляется возможность сбежать, но она колеблется, не желая оставлять свои украшения, необходимые для обретения ею свободы. Пока она занята их поисками, ее настигает охрана. Она оказывается за решеткой. Те же оковы не позволяют попавшим в положение рабов в наше время вернуть себе свободу. Боязнь жизни в нищете и голода накрепко связывают их с людьми, которые их используют. Все средства хороши для удержания жертвы: принудительный труд, изъятие документов, насилие или угрозы насилия, эмоциональное и физическое насилие. Эти люди подобно Манон хотя и живут в ужасных условиях и подвергаются постоянному унижению, но без средств к существованию не в состоянии обрести иную жизнь.
В-третьих, история Манон и печальные истории рабства в наши дни объединяет борьба жертв за свободу, вопреки любым притеснениям и злоупотреблениями. До самой своей смерти Манон пытается освободиться от тех оков, которыми сковали ее бедственное положение, Жеронт, ее семья, полиция и другие жизненные обстоятельства. Она стремится воссоединиться с де Грийе, но жизненный путь ее столь тяжек, что она умирает, так и не познав счастья спокойной жизни с любимым человеком. Этот образ Манон, человека, делающего выбор вновь и вновь во имя лучшей жизни и пытающейся сохранить любовь и привязанность, несмотря на свою зависимость, а отнюдь не беззащитной жертвы, очень точно отображает то печальное положение вещей, с которым сталкиваются миллионы людей в наши дни. Тех людей, что пытаются найти свой путь в жизни, несмотря ни на какие ограничения, связывающие их.
Переводил: Марат Абзалов
Источник: roh.org.uk
Текст является переводом статьи, размещенной на сайте ROH. По договоренности с театром текст дается в точной редакции автора статьи, имя которого указано в тексте перевода. За все неточности и ошибки в тексте «Музыкальные сезоны» ответственности не несут.
Копирование запрещено
Пока нет комментариев