Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко вновь предоставит своим зрителям возможность познакомиться с творчеством американского балетмейстера Джерома Роббинса. В хореографическом искусстве он следует традициям Джорджа Баланчина, но, в отличие от последнего, США – его родина.
На счету балетмейстера – балет «Клетка», постановка хореографических номеров в мюзиклах «Вестсайдская история» и «Скрипач на крыше». Даже этого было бы достаточно, чтобы оставить яркий след в истории балета. Но особым очарованием обладают его бессюжетные балеты, созданные на музыку Фредерика Шопена. Именно они будут представлены в театре на Вечере балетов Роббинса.
В репертуаре Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко три композиции Дж. Роббинса: «В ночи», «Другие танцы» и «Концерт». В первом балете использованы ноктюрны Шопена, представляющие собой идеальный музыкальный повод поговорить о любви. Перед зрителем предстают истории трех влюбленных пар, причем взаимоотношения героев глубоко различны: зарождение чувства, противоречие между любовью и гордостью, бесконечный круговорот расставаний и возвращений.
Балет «Другие танцы» посвящен балерине Наталье Макаровой, родившейся и начавшей балетную карьеру в СССР. Сольные вариации в нем чередуются с дуэтными фрагментами, веселье – с лирическими размышлениями. В целом композиция выдержана в очень теплых эмоциональных тонах, передающих глубокое единение и взаимопонимание персонажей.
В противоположность этим лирическим композициям, третий балет – «Концерт» – носит комедийный характер. Оказывается, слушатели на концертах далеко не всегда думают только о классической музыке – заботы мира реального, оставшегося за стенами концертного зала, тоже никуда не уходят. Героиня этого балета, слушая «Военный марш» Франца Шуберта и «Вальс-минутку» Шопена на фортепианном концерте, никак не может отрешиться от мыслей о шопинге, и музыка в ее сознании путается с ленточками, кофточками и прочими подарками, которые нужно успеть приобрести к новогодним праздникам. Это своеобразная веселая балетная игра в стремительном темпе.
Возможно, эти одноактные композиции Роббинса несколько разочаруют тех, кто ждет от балета демонстрации техники на выполнении сложных элементов. Артисты здесь должны показать совсем иные качества. Движения выстраиваются в идеальном соответствии не только с эмоциональным наполнением музыки Шопена, но и с ее ритмоинтонационной структурой, фразировкой. Такая хореография требует предельной пластичности, гибкости, мягкости – только так можно передать всю мечтательность и меланхоличность произведений польского гения.
От исполнителей требуется и исключительное актерское мастерство, ведь каждое танцевальное движение становится маленьким событием в большой человеческой драме. И в таком исполнении нет мелочей – например, трепетная дрожь стопы балерины при поддержке идеально передает эмоциональный накал. Движения артистов призваны выразить всю гамму эмоциональных оттенков, которые связываются с понятием любви: и привязанность, и душевное тепло, и мечты, и даже выяснение отношений, граничащее с ненавистью.
Одноактные балеты Джерома Роббинса в исполнении ведущих солистов Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, несомненно, стали прекрасным подарком, который театр преподнес истинным поклонникам балетного искусства.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев