(р. 1937)
Валентина Васильевича Сильвестрова сегодня называют «живым классиком», но путь его в музыкальном искусстве был тернистым. Слушая его проникновенную музыку трудно поверить, что его имя ассоциировалось с понятием музыкального авангарда.
Сильвестров родился и провел детство в Киеве. Первое осознанное знакомство с миром музыки состоялось в послевоенные годы – в СССР начали показывать трофейные фильмы о композиторах, которые произвели большое впечатление на мальчика. Валентин начал просить родителей, чтобы они купили фортепиано, и в конечном итоге уговорил, но его ожидало неприятное открытие: он обнаружил, что нельзя просто сесть за инструмент и заиграть – как это выглядело в фильмах.
За школьные годы Валентин научился играть по слуху, но теории музыки он не обучался. Окончив школу с золотой медалью, он стал студентом строительного института, но музыка оставалась его страстью. Он поступил в вечернюю музыкальную школу, но даже там скрывал от всех, что сочиняет музыку. Только через два с лишним года он решился открыть эту тайну своим друзьям – студентам консерватории. Они пригласили его в студенческий клуб, где Валентин Сильвестров продемонстрировал одно из своих сочинений, затем оно было показано преподавателям… то, что последовало за этим, можно назвать чудом: он без экзаменов был зачислен на первый курс консерватории! Его наставниками были Борис Николаевич Лятошинский и Лев Николаевич Ревуцкий.
Уже в студенческие годы Сильвестров активно использовал в своих произведениях такие композиторские техники, как сонорика, алеаторика, пуантилизм, додекафония. Его Первая симфония, представленная в качестве дипломной работы, казалась настолько радикальной, что не была принята комиссией – и выпускной экзамен был для него отложен на год. Но столь конфликтное начало творческого пути не отвратило молодого композитора от активных поисков на поприще музыкального авангарда. Результатом этих поисков становятся такие сочинения, как «Триада» для фортепиано, «Монодия» для фортепиано с оркестром, «Мистерия» для альтовой флейты и ударных инструментов, «Эсхатофония», Симфония № 3, «Спектры». Некоторые сочинения композитора с успехом исполняются за пределами СССР – и на родине это привлекает к нему внимание не в меньшей степени, чем авангардный музыкальный язык. И то, и другое не вызывает восторга у соотечественников, наделенных властью… Долгое время Валентина Васильевича не принимали в Союз композиторов. Когда же его наконец приняли, он недолго пробыл в составе этой организации: на украинском молодежном пленуме он вместе с несколькими другими молодыми композиторами демонстративно покинул зал в знак протеста против резкого высказывания одного из выступающих (он заявил в адрес композиторов-авангардистов, что «штили их нот смотрят на запад»). Все участники этой протестной акции, включая Сильвестрова, были исключены из Союза композиторов.
Но если на родине жизнь Сильвестрова складывалась непросто, то за ее пределами его талант был оценен по достоинству: в 1967 г. он был удостоен Международной премии им. С.Кусевицкого в США, в 1970 г. – премии конкурса Gaudeamus в Голландии. Мировые премьеры многих его сочинений состоялись на Западе.
В начале 1970-х гг. композитор переживает творческий кризис. Причиной тому были не внешние обстоятельства, а поиски новых путей. Сильвестров отказывается от наиболее радикальных достижений авангарда, сочетая модернистские элементы музыкального языка с элементами более традиционными. В произведениях появляется множество красивых, проникновенных мелодий, элегическая лирика. Мелодический дар композитора с особой полнотой проявляется в вокальных сочинениях на стихи Александра Сергеевича Пушкина, Федора Ивановича Тютчева, Михаила Юрьевича Лермонтова, Перси Биши Шелли, Тараса Шевченко, Джона Китса и других поэтов. Весьма неожиданное произведение создает он в 1977 г. – оно озаглавлено «Кич». В пояснении к нему автор трактует это слово как «нечто неудачное, отброшенное», но исполнять требует «интимным тоном, словно касаясь памяти слушателя». В этом ностальгическом произведении звучат отголоски музыки Роберта Шумана, Густава Малера и иных композиторов прошлого.
Творческий «диапазон» Сильвестрова очень широк. Им созданы произведения в академических жанрах – кантата, симфония, концерт, вокальный цикл – но ему доступна и эстрадная песня, и киномузыка (Валентин Васильевич – создатель музыки к нескольким кинокартинам Киры Георгиевны Муратовой – «Три истории», «Чеховские мотивы», «Настройщик», «Два в одном»). Тем не менее, Валентин Сильвестров не любит называть себя композитором, усматривая в этом слове некую «техническую составляющую». По его мнению, композитор – это тот, кто «делает музыку», сам же он ощущает себя «ловцом», который «сидит с удочкой на берегу и прислушивается» к музыке.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев