(р. 1971)
«Лучший скрипач из ныне живущих», – так охарактеризовала немецкая газета Tagesspiegel скрипача Вадима Репина. Не менее восторженно отозвался о российском музыканте Иегуди Менухин, назвав его «самым совершенным скрипачом» из тех, кого ему доводилось слышать.
Начало творческой судьбы Вадима Репина можно назвать парадоксальным. Тягу к музыке он ощущал с раннего детства, просил у родителей музыкальные игрушки – гармошки, дудочки, детский ксилофон, но когда в 1976 году пятилетнего мальчика привели в музыкальную школу, он менее всего задумывался о скрипке – Вадим мечтал о баяне, но мест не было, зато в классе скрипки был недобор… В процессе учебы оказалось, что руки мальчика прямо-таки созданы для скрипки – и скоро «несостоявшийся баянист» стал скрипачом-вундеркиндом. Обучаться он начинал у Натальи Гатиатулиной, но вскоре наставница посоветовала талантливому мальчику перейти в школу при Новосибирской консерватории, и Репин стал учеником Захара Брона, профессора консерватории.
Брон прилагал максимум усилий не только к совершенствованию исполнительской техники ученика, но и к воспитанию его как музыканта. С самого начала он ставил ученику высокие цели, заставляя потактово разучивать фрагменты из каприсов Никколо Паганини, представляя их как технические упражнения. Понимая, что ребенку трудно понять, для чего нужны ежедневные многочасовые занятия, наставник давал ученику возможность как можно больше выступать, чтобы тот мог и испытать чувство удовлетворения, и взрастить в себе ответственность.
В 11 лет Вадим Репин победил на конкурсе им. Г.Венявского, дал первые сольные концерты в Ленинграде и Москве, с 14 лет гастролировал в Японии, Германии, Финляндии и США. Мировое признание принесла ему победа в 1989 г. на бельгийском конкурсе Королевы Елизаветы – скрипач стал наиболее молодым победителем в истории этого состязания. Много лет спустя – в 2009 г. – Репин стал одним из членов жюри брюссельского конкурса.
В год брюссельского триумфа Вадима Репина Захар Брон покинул родную страну, и вместе с ним отправились в немецкий город Любек его ученики – Максим Венгеров, Николай Мадоев, Наталья Прищепенко и Вадим Репин.
Музыкант удостаивался чести играть на скрипке Страдивари, на которой когда-то играл сам Генрик Венявский, но впоследствии отдавал предпочтение Гварнери. По словам скрипача, голос этой скрипки наиболее соответствует тому идеальному звучанию, которое является ему в сновидениях. Вадим Репин считает, что скрипки Страдивари с их «заоблачным», «небесным» звуком сами задают музыканту правила игры, в то время как инструменты Гварнери могут дать и «земной» звук, когда это необходимо – например, при исполнении современной музыки. Таких произведений в репертуаре Репина немало: Джон Адамс, Софья Губайдулина и другие.
Некоторые современные композиторы создают скрипичную музыку специально для него, например, Джеймс Макмиллан посвятил скрипачу Концерт для скрипки с оркестром, который Вадим Викторович впервые исполнил в 2010 г. в британской столице с Лондонским симфоническим оркестром, дирижировал Валерий Гергиев. Другой современный композитор – Беньямин Юсупов – создал для него Концерт № 2 для скрипки со оркестром «Голоса скрипки», который впервые прозвучал в исполнении Репина в Новосибирске в 2014 г.
В выборе репертуара у скрипача есть один главный критерий – ему нужны произведения, которые «делают из него зверя», зажигают эмоционально, приводят в восторженное состояние. Чрезвычайно близок скрипачу Иоганнес Брамс: «Каждая написанная им нота приводит меня в экстаз», – утверждает музыкант.
Несмотря на то, что Вадим Репин в молодости уехал из родной страны, он ощущает Россию, Москву как «дом», воспринимая другие страны как «перевалочные базы». В российской столице он выступает не реже, чем в иных европейских городах – два-три раза в сезон. Большое значение придает музыкант поддержанию творческих связей с родным городом. Скрипач регулярно проводит в Новосибирске мастер-классы, а для наиболее талантливых воспитанником музыкальной школы, в которой некогда учился он сам, Репин учредил стипендии.
Вадим Репин – создатель и художественный руководитель Транссибирского Арт-фестиваля. По словам музыканта, создание такого фестиваля было вызвано желанием «исправить недоразумение»: Новосибирск имеет все, что позволяет стать одной из мировых музыкальных столиц – хороший концертный зал, прекрасные условия для музыкального обучения детей, но в западном музыкальном мире родной город Репина почти неизвестен. Центром проведения фестиваля является Новосибирск и города Новосибирской области, но музыкальные события разворачиваются и в других городах России, а также в Японии, Израиле и Корее. При составлении программы Вадим Викторович старается учитывать, какие произведения волнуют в данный момент каждого солиста, приглашенного на фестиваль, но особенно ценным считает он исполнение новых произведений, которых еще никто не слышал. На многих концертах скрипач выступает сам. Участвует Вадим Репин и в других фестивалях: Московский Пасхальный фестиваль, «Звезды белых ночей», фестивале в Зальцбурге, Дубровнике, Генуе.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев