Музей театрального и музыкального искусства представил новую выставку «Флора и фауна русского театра».
Флора и фауна русского театра

Фото: Пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства

Расположилась она в Доме-музее Шаляпина, последней квартире в России великого певца, в лофте, где прежде была квартира, которую Федор Иванович сдавал. Теперь это выставочно-концертное пространство.

— Наша выставка больше рассчитана на детей. Здесь мы общаемся с ребятами, играем, рассказываем о работе театральных художников, хореографов, актеров, — говорит научный  сотрудник фондов музея Елена Федосова.

Экспонируется уникальная коллекция эскизов костюмов для актеров, игравших зверей, птиц, насекомых в спектаклях, которые шли на петербургской сцене с конца XIX до конца XX века в Большом (Каменном) театре, Мариинском,  Театре народной комедии, Новом ТЮЗе, в Театре марионеток имени Деммени и кукольном Театре сказки.

— На выставке можно проследить историю развития русского изобразительного искусства, — подчеркивают кураторы. — Среди наиболее ранних работ — эскизы бутафории и декораций художника Андреаса Роллера к балету Цезаря Пуни «Конек-Горбунок, или Царь-девица», поставленному в Мариинском театре в 1864 году.

Все это — оригиналы. С авторскими пометками карандашом. Здесь и эскизы костюмов Ерша и  Карася из «Конька-Горбунка» -1895. Их автор Евгений Пономарев служил художником при петербургской Дирекции императорских театров. А рядом рыбки, которых одевал Борис Анисфельд — для балетной сцены «Подводное царство» в опере Римского-Корсакова «Садко» (антреприза Сергея Дягилева, 1912 год).

Можно узнать об истории балета «Роман бутона розы», который стал последней, так и не осуществившейся постановкой выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа (1904). 85-летний мастер был отправлен в отставку. Спектакль создавался для Эрмитажного театра, уже дошло до генеральной репетиции, но разразился скандал. Главную роль исполняла прима-балерина Мариинского театра Ольга Преображенская, однако этого не могла допустить другая прима — Матильда Кшесинская…

Фото: Пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства

Костюмы нарисовал Иван Всеволожский (а также написал либретто), друг Петипа, экс-директор императорских театров, директор Эрмитажа. Рассказывают, что рисовал он на даче — смотрел на бутоны роз, лилии, ирисы, гвоздики… «Детали костюмов копируют реальные формы садовых цветов. Это просто справочник садовода-любителя!» — отмечают музейные работники.

Один из костюмов был предназначен молодому танцовщику Вацлаву Нижинскому (Полосатенькая Бабочка), другой — Михаилу Фокину (Красивая Бабочка).

Рисунки великолепные, выглядят как  красивые поздравительные открытки. В собрании музея хранятся крылья бабочек, мотыльков из того балета (они присутствуют на вернисаже), а вот были ли выполнены костюмы — до сих пор неизвестно.

Интересно, что Всеволожский был автором эскизов костюмов к 25 балетам, однако никогда не публиковал своего имени и не признавал авторства, по своему положению считая это неприличным.

ХХ век. Авангардные работы  Валентины Ходасевич, начинавшей карьеру театрального художника в 1919 году в Театре народной комедии Радлова. Ее имя стало широко известным в связи с постановкой балета «Бахчисарайский фонтан», который она оформляла в Большом и Мариинском театрах. И в наши дни спектакль идет в Мариинском театре в декорациях и костюмах по эскизам Ходасевич (1934 год).

На выставке представлены эскизы Ходасевич к спектаклю «Султан и черт», выполненные на бумаге акварелью. «Это расцвет театрального авангарда, 20-е годы прошлого века, — разъясняют кураторы. — По ходу спектакля актеры стремительно переодевались и перевоплощались: Змея, она же Судья,  Лев, он же Воин, Свинья, он же Лавочник…»

Костюмы к спектаклю «Снежная королева» в ленинградском Новом ТЮЗе (1939 год) придумывала Елизавета Якунина. Сказку Евгения Шварца ставил тогда режиссер Борис Зон, один из основных деятелей тюзовского движения в СССР.

Много работала в театре Ольга Саваренская. Здесь ее эскизы: костюмы Лисы, Волка, Медведя к сказке «Добрый год» в Театре марионеток имени Евгения Деммени (1981 год).

Рядом эскизы кукол Нелли Поляковой  к «Черной курице» в Театре сказки (1991) — Алеша и курица Чернушка.

Представлены оригинальные костюмы, выполненные по эскизам Эдуарда Кочергина к спектаклю «Три сестры», который поставил в 1981 году Георгий Товстоногов в Национальном театре Белграда. В них одевался Ряженый, изображая то козу, то лошадь.

Выставка открыта до 31 мая.

Светлана Мазурова, rg.ru