Р. Щедрин
«Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой»
Премьера русской хоровой оперы для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных в ГИТИС-театре
После увиденной картины В.И. Сурикова на 15-й передвижной выставке В.М. Гаршин написал: «Что же это за удивительная жертва, чему она приносится? Велика была ее потребность и не было ей исхода. Не было живой жизни, широко раскрывшей бы перед Федосьей Прокопьевной свои объятия, куда бы она могла отдать свою деятельную любовь, страстность, энергию и самоотречение. Слабые лучи света новой жизни беспокоили этих мучеников для мученичества. И они ненавидели этот свет, похищавший их сокровище. И на картине Сурикова и в действительности бедная женщина столько же ненавидела вражий мир, сколько любила свои призраки».
У академика РАН, филолога и исследователя русской литературы и культуры А.М. Панченко, было иное мнение. Для него боярыня Морозова – одна из знатнейших персон 17 века не была простой религиозной фанатичкой, но женщиной твёрдой в своих убеждениях, идущей на духовный подвиг. Такой образ боярыни и близок Р. Щедрину в русской хоровой опере для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных.
«Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой» – нечастый гость на российских сценах. Премьера состоялась в Большом зале Московской консерватории на открытии фестиваля «Московская осень» 30 октября 2006 года, в Санкт-Петербурге произведение было показано в Большом зале Филармонии 26 декабря 2007 года. Два года назад театральную версию оперы увидели жители Красноярска на IX Зимнем Суриковском фестивале искусств, и вот теперь снова Москва – но Москва – молодёжная – режиссёр Виктория Агаркова вместе с выпускниками факультета музыкального театра (мастерская Г. Исаакяна) ГИТИСа-РАТИ представили свою версию. В немного менее часа уложилось повествование о страстях и горестях богатой боярыни, но повествование то было динамичным и искромётным, поистине страстным, правдивым, эстетически напряжённым, ярким и мастерски пластичным.
Произведение Р. Щедрина тяготеет и к страстям, и к плачам, старинным русским распевам. Здесь слышатся отзвуки античной трагедии, но трагедии нашей, русской – сложной и тяжёлой темы раскола. Огненно-рыжими красками и язычками пламени пылают храмы и церкви Москвы, Пскова и Боровска. И как в любой античной трагедии высится надо всем – хор, только и хор – русский. То с завистью и искушением смотрит он на знатнейшую из знатнейших, пытаясь сломить её веру, переубедить, то вместе с ней же горюет и скорбит по отравленному ядом сыном боярыни – Ивану, и толпа, народ этот – живой, естественный в своих эмоциях. Он жалеет и печалится, скорбит и утешает, юродствует и скоморошничает в своих колпаках и шапках – зло и глумяще. Но боярыня Морозова (Мария Козлова) и сестра её, княгиня Урусова (Дарья Селезнёва) – тверды и непреклонны. И пойдут они за веру, следуя заветам протопопа Аввкума (Ярослав Белухин) на дыбу, пытки и мучительства, на которые их отправит царь, Алексей Михайлович (Иван Марков) – властный деспот, и соединятся на небесах во имя ВЕРЫ – знатная боярыня Морозова, её сын и любимая сестра. Духовный подвиг, непонятный подчас современному зрителю, но был. И таких подвигов у нас на Руси было немного, в том их и ценность.
Изображения предоставлены ГИТИС-театром. Фотограф – Эдуард Сатановский
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев