Церемония награждения на сцене Эльбфилармонии показала, что и серьезные музыканты умеют образцово развлечь.

Одним из лауреатов премии стала российская певица Аида Гарифуллина ECHO KLASSIK

Лауреатов фотографировали на красной дорожке, вызывая на сцену прямо из зрительного зала. Перед тем как спеть, сыграть и поблагодарить близких, 12 обладателей символической статуэтки слушали хорошие слова от известных немецких киноактеров, оперного директора и скромного деятеля бундестага. Трансляцию вел общественный телеканал ZDF.

Дресс-код некоторых участников намекал на производственный цейтнот. Тенор Йонас Кауфман, награжденный в номинации «Бестселлер года» за альбом Dolce vita (лейбл Sony Classical), вышел петь Вертера в мятом костюме транзитника, примчавшегося с парижских показов «Дон Карлоса» Верди. Наоборот, в Париж после церемонии улетала Аида Гарифуллина, блеснувшая шемаханскими статями и звонким сопрано в арии Лауретты из «Джани Скикки». Свою первую ECHO Klassik она получила за альбом c автобиографическим названием Aida (лейбл Decca), умудрившись включить туда не только романсы Рахманинова с оперными ариями, но и татарскую песню «Алюки». Из Перми за премией «Королеве индейцев» Генри Перселла не приехали: в тот вечер Теодор Курентзис с оркестром MusicAeterna играл во Франкфурте.

Под руководством опытного шоумена Томаса Готтшалка церемония плыла, сбросив с парохода современности замогильный официоз, благодарности спонсорам и букеты от флористов. Ведущий трунил над не покидавшими сцены оркестрантами Гамбургского филармонического и занимал публику во время установки пюпитров для 12 виолончелистов Берлинского филармонического оркестра, рояля для 75-летнего Маурицио Поллини, клавесина для Максима Емельянычева – режиссера и инструменталиста диска «Война и мир», за который американка Джойс Дидонато была признана «Певицей года». К одноименной опере Прокофьева – отношения никакого: в сопровождении барочного ансамбля Pomo d’oro американская меццо записала арии Перселла и Генделя (лейбл Erato).

Выйдя с «Плачем Дидоны» Перселла, Дидонато суммировала скорбь всех покинутых карфагенских цариц, заодно подтвердив проницательность жюри, присудившего ей награду в четвертый раз. Аналогичную премию в мужской номинации получил немецкий баритон Маттиас Гёрне за запись «Песни о земле» Малера. Смешно было, когда в паузе своего выступления он замахал руками, гоня со сцены ринувшегося вручать ему статуэтку Тобиаса Моретти: нестареющий герой популярного сериала «Инспектор Рекс» и фильма «Казанова» так и дослушал баритона, сидя на ступеньке под сценой.

Впечатляющий зал с круговой рассадкой участников и гостей словно придуман для того, чтобы публикой овладело ощущение запредельности классики. Световые спецэффекты и реалити-эпизоды прямо из фойе интеллигентно оживляли церемонию. Трансляционный хронометраж ставил выступавших перед форматом чего-то вроде «Полонеза Огиньского», но именно в этом формате шопеновский Ноктюрн, неакадемично сыгранный Маурицио Поллини (награжден «за то, что классический музыкант всегда означает еще и мудрость»), ничем не стеснил репертуарного остроумия Люки Дебарга, в импровизации на тему хорала Баха наворотившего джазово-виртуозную кучу малу. Стало ясно, что награда в номинации «Молодой художник» за запись Баха, Бетховена и Метнера нашла своего героя.

Весь вечер на сцене трудился Кент Нагано: глава оркестра Гамбурга, он получил ECHO Klassik – 2017 как «Лучший дирижер» за запись «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса с Гетеборгским симфоническим (лейбл Farao). Под занавес вечера после неожиданной мини-лекции о сугубо симфонических идеях музыки Дьердя Лигети маэстро-лауреат продирижировал четвертой частью «Румынского концерта», где Лигети забил цветистый закарпатский фольклор первобытным ритмом аккордов.

В эффектных внутренностях Эльбфилармонии с простирающимися на запад и восток панорамами идея всеохватности классического кругозора становилась очевидной сама собой. Лауреатский список из 54 музыкантов, награжденных в 22 категориях, эту идею буквализовал. По окончании концерта из зала на сцену за наградами вышло не менее трех десятков лауреатов всех пород и мастей – от старинщиков итальянского ансамбля Il Giardino Armonico до награжденной «За жизненный вклад» легендарной меццо-cопрано Бригитты Фассбендер.

Виртуозно ориентируясь в музыкальных новостях, ECHO Klassik – 2017 оценила как репертуарный радикализм, так и академическую мастеровитость музыкантов всего света. На выходе гостям раздавали спецвыпуск журнала Crescendo. Критику из России бросились в глаза материалы о рижско-лондонской аккордеонистке Ксении Сидоровой и гобоистке родом из Орла Марии Сурначевой, награжденной за запись концертов Валерия Кикты, Андрея Рубцова и Андрея Эшпая.

Елена Черемных

vedomosti.ru