Пока Москва спокойно засыпала под тихий аккомпанемент ночи, Большой зал Консерватории им. П. И. Чайковского рассеивал эхо блюза в сердца слушателей, не давая ни единого шанса сонному настроению. Все столичные любители классического джаза, блюза и соула собрались, чтобы предаться пронзительным импровизациям легендарного американского Harold Mabern Trio.

Классический джаз, блюз и соул 1960-х годов. "Ночь блюза" Harold Mabern Trio в БЗК

Фото Лидии Бойчук, vk.com

Гарольд Маберн – лидер трио, известный американский джазовый пианист и композитор. Работал с такими великими музыкантами, как Джимми Форрест, Лайонел Хэмптон, Рой Хэйнсом и Майлс Дэвис, гастролировал в Европе с Уэсом Монтгомери. Позже Маберн создал собственный ансамбль, с которым записал двадцать альбомов, и заставил весь мир влюбиться в свою музыку.

Тяжёлыми решительными шагами вышел на сцену маэстро, виртуоз фортепиано Гарольд Маберн, приглашая за собой молодого, но уже признанного гения контрабаса Ари Роланда в тандеме с обескураживающим своим талантом ударником Джо Фарнсвортом.

Маберн, Роланд и Фарнсворт были тремя отдельными мирами, тремя проекциями одного целого: моментальный подхват друг друга, лёгкая и виртуозная подача Маберна в импровизационных моментах, точные и уверенные щипковые движения контрабасиста Роланда с неповторимой остротой, невероятная скорость игры барабанщика Фарнсворта с исполнением трюков, таких как stick-trick, быстрое вращение (выполняется хлопком двух палочек вместе в круговом движении) – для впечатления публики.

Трио импровизировало в популярном сейчас стиле фьюжн (fusion – смешение). Соединяя классический свинг, бибоп и соул ансамбль Гарольда Маберна получал в результате своих экспериментов интересные интерпретации популярных мелодий. Чего только стоили эти импровизации!

Каждый из участников трио является виртуозом и непревзойдённо владеет своим инструментом. Гарольд Маберн открывал новые грани фортепиано. Стиль Маберна агрессивен, его манера игры – быть уверенным в каждой мелодии, разбивать аккорды, быть предельно остро чувствительным.

Критик Гари Джиддинс особо отмечает некоторые из особенностей техники Маберна, такие как «блюзовое глиссандо, тремоло и диссонирующие блок-аккорды, манеру играть параллельные октавы в две руки, объединив таким образом стили легендарных пианистов Маккоя Тайнера и Арта Тейтума». Всё это пианист активно использовал в своих импровизациях на концерте 5 апреля.

Классический джаз, блюз и соул 1960-х годов. "Ночь блюза" Harold Mabern Trio в БЗК

Гарольд Маберн

Импровизации Ари Роланда были экспрессивны, разнообразны, в стиле Кристиана Макбрайда. Контрабас в них становился не участником ритм-секции, а полноправным и технически совершенным сольным инструментом.

Ударник Джо Фарнсворт срывал нескончаемые овации благодаря своей технике, трюкам и невероятному ощущению ритма. Все свои профессиональные навыки он умело демонстрировал в ударных каденциях. Иметь в коллективе хорошего ударника – большая удача для музыкантов популярного жанра (вспомним легендарных Ринго Стара, Чика Уэба, Джина Крупу, Бадди Рича). Это чуть ли не половина успеха для ансамбля. И Harold Mabern Trio повезло иметь такого!

В исполнении трио прозвучали как собственные сочинения лидера коллектива, так и известные и любимые мелодии, например, My Favourite Things Ричарда Роджерса, Fragile Стинга.

Завершающим аккордом концерта стал вокальный номер самого Маберна. Он исполнил классический блюз, которого все так ждали, прочитав название концерта («Ночь блюза»). Зрители услышали песню о любви со всхлипывающими, плачущими интонациями, импровизацией скэт (голосовая слоговая импровизация, подражающая инструментам джазового оркестра). Маберн не является вокалистом, но этот блюз был настолько искренним, что его эмоциональная волна накрыла слушателей с головой.

Я думаю, заснуть после такого богатого на впечатления концерта никто в эту ночь не смог.

 

Все права защищены. Копирование запрещено