Опера «Митридат, царь Понтийский» создана Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1870 году в Италии. Посещение этой страны, которая в первую очередь ассоциируется с музыкальным искусством, стало важным этапом на жизненном пути юного музыканта. В. А. Моцарт становится членом Болонской филармонической академии. Этот случай можно считать беспрецедентным в истории академии – ведь ее членом не мог стать человек моложе двадцати шести лет, но для вундеркинда, успешно справившегося со всеми испытаниями, было сделано исключение. Рассказывают, что когда отец поздравил сына с этим успехом, тот ответил: «Ну теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?».
Да, «чудо-ребенок» все-таки оставался ребенком – ведь В. А. Моцарту в то время было всего лишь четырнадцать лет. Несмотря на столь юный возраст, он был на тот момент автором уже четырех опер. Но в Италии – на родине оперы – это не было достаточным доказательством способностей и навыков автора. Испытание юному композитору устраивает сам генерал-губернатор Ломбардии – граф Фирмиан. В. А. Моцарт приглашен в его блестящий дворец, чтобы продемонстрировать свое искусство самому изысканному обществу: ему предстоит сочинить речитатив и три арии на тексты Пьетро Метастазио – знаменитого итальянского драматурга-либреттиста. Вольфганг прекрасно справляется с этой задачей – итальянская публика убедилась в его «оперных способностях»… и вот – заказ от Миланского оперного театра.
Учитывая, что опера создавалась для итальянской сцены, неудивительно, что композитор обращается к жанру оперы-сериа. Ориентиром ему служили творения известных композиторов неаполитанской школы – Дж. Сарти, П. Гульельми, Н. Пиччини – именно они задавали тон в оперном искусстве того времени, и композитор, желавший завоевать признание в области оперы, должен был «занять достойное место» в одном ряду с ними. В либретто, созданном для юного композитора В. А. Чинья-Санти, было все, что характерно для этого жанра – номерная структура, героическая идея и любовная интрига, разворачивающаяся на фоне исторических (точнее, легендарных) событий – конечно же, в античности.
Сюжет был позаимствован из трагедии французского драматурга Ж. Расина «Митридат». Ее главный герой – реальная историческая личность, Митридат IV Евпатор, правитель Понтийского царства, вошел в историю как последний великий царь эллинистического Востока. Трижды он воевал против Рима, но его героические усилия были обречены на провал – Малая Азия досталась Риму, а для царя особенно тяжелым ударом стал мятеж сына… Эта трагическая история, воплощенная Ж. Расином, не раз привлекала внимание композиторов – оперы на этот сюжет создавали Ф. Арайя, Н. Порпора, А. Кальдара, К. Гаспарини. Разумеется, о полном соответствии историческим фактам говорить не приходится – да это и не требуется от оперы – но в либретто оперы «Митридат, царь Понтийский» отражены главные моменты: борьба героя против Рима и его конфликт с сыном.
Отправляясь сражаться против римлян, царь Митридат оставляет свою невесту Аспазию на попечении сыновей – Сифара и Фарнака. Но молодые люди сами влюблены в красавицу, которая отдает предпочтение Сифару – и ищет у него защиты от домогательств Фарнака. Вражду между братьями прерывает возвращение отца. Несчастному царю предстоит узнать не только о любви сыновей к его невесте, но и о более серьезном предательстве со стороны одного из них – Фарнак состоит в тайных сношениях с римлянами. Фарнак заключен в темницу, Аспазии вынесен приговор – неверная невеста должна принять яд, но Сифар в последний момент выбивает у нее из рук кубок с ядом. Приближение римского войска заставляет отца и сыновей забыть о семейной драме – бок о бок с царем храбро сражаются и Сифар, и вышедший из темницы Фарнак, искупивший тем самым свою вину. Чтобы избежать пленения, Митридат закалывается собственным мечом. Умирая, он отдает Аспазию Сифару, Фарнак же остается с парфянской царевной Исменой, которую выбрал ему в жены отец. Братья продолжают борьбу против Рима.
https://www.youtube.com/watch?v=yMaZyIWaBPE
В опере «Митридат, царь Понтийский» В. А. Моцарт во многом подражает итальянским мастерам. В опере господствует номерная структура, не оставляющая места для сквозного развития. Две партии поручены кастратам – Сифар (альт) и губернатор Нимфеи Арбат (сопрано). Арии изобилуют колоратурами, которые, быть может, не всегда были оправданы драматургически, но так любимы итальянской публикой – особенно сложна партия Митридата. Но, несмотря на подражание, в этой юношеской опере чувствуется рука гения – прежде всего, в мелодиях, исполненных искреннего, непосредственного чувства.
Опера «Митридат, царь Понтийский» была поставлена в театре «Реджо дукале» в декабре 1770 года под управлением самого В. А. Моцарта. Опера имела грандиозный успех, но за этим последовало забвение, длившееся два столетия. Лишь в 1971 году состоялось ее возрождение – дирижер Леопольд Хагер поставил оперу в рамках Зальцбургского фестиваля.
Музыкальные сезоны
Пока нет комментариев