(р. 1973)

Ульяна ЛопаткинаУльяна Лопаткина родилась в Керчи в 1973 году в педагогической семье. Увлечения девочки были разнообразны – она прекрасно рисовала, посещала вместе с братом гимнастическую секцию, но особенно привлекало её искусство танца. Ульяну завораживали фотографии Галины Улановой и Майи Плисецкой, она с увлечением читала книги о великих балетмейстерах прошлого. Она занималась в танцевальном кружке, а затем мать посоветовала ей поступить в Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Приёмная комиссия сочла данные Ульяны средними, медицинская комиссия нашла изъяны, но в училище её приняли.

Адаптироваться к жизни в интернате, без родных, было нелегко, да и низкая оценка на вступительных испытаниях оставила свой след, порождая неуверенность в себе – но Ульяне Лопаткиной повезло с педагогами. Наставницей её становится Н. М. Дудинская, сумевшая найти подход к своенравной ученице.

Свою первую награду балерина завоевала на предпоследнем курсе хореографического училища. На конкурсе им. А. Я. Вагановой она исполнила па-де-де из «Жизели», вариацию из «Сильфиды» и вариацию Царицы Вод из «Конька-горбунка» – и была удостоена первой премии. На выпускном экзамене в 1991 году она исполняла весьма сложные номера – «Тени» из балета «Баядерка» и миниатюру Дж. Ноймайера «Павлова и Чекетти».

После окончания училища Ульяна Лопаткина становится артисткой кордебалета в Мариинском театре. Как вспоминала балерина впоследствии, она не спешила вырваться в солистки – ей нравилось, что на неё практически «никто не смотрит». Но она ошибалась – она привлекала внимание, и не только своим высоким, по балетным меркам, ростом, но и талантом, и скоро ей начинают доверять сольные партии – Мирта в балете «Жизель», Фея Сирени в «Спящей красавице», Уличная танцовщица в «Дон-Кихоте». Первой центральной ролью становится Жизель. Эту партию она готовила с О. Моисеевой, а впоследствии её педагогом-репетитором становится Н. Кургапкина.

В 1994 году в рамках программы балетов Михаила Фокина Ульяна Лопаткина исполнила партию Зобеиды в «Шахерезаде». В том же году – Одетты-Одилии. Партнёром её был А. Лиепа. Сохраняя верность балетной традиции, исполнительница сумела привнести в роль новые, необычные нюансы – Одетта в её интерпретации вовсе не стремится покинуть заколдованный мир, в котором живёт, ведь он соответствует её погруженности в себя намного больше, чем опасный реальный мир. В том же году балерина удостоилась премии «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда» от журнала «Балет».

В 1995 году Ульяна Лопаткина становится прима-балериной Мариинского театра. В её репертуаре появляется роль за ролью: Аврора в «Спящей красавице», Никия в «Баядерке», Медора в «Корсаре», Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Мехмене Бану в «Легенде о любви», Раймонда в одноимённом балете. Балерина удостаивается различных премий: «Золотой софит» за лучший дебют на петербургской сцене в 1995 году, Benois de la Danse за партию Медоры в 1996, «Золотая маска» за сольную партию во второй части балета Дж. Баланчина «Симфония до мажор» в том же году. Критики отмечают её «инстинктивное достоинство и музыкальность», «абсолютную точность» (возможно, в этом проявляется близкое знакомство с искусством рисования). Но главной отличительной чертой балерины становится внутренняя сосредоточенность, некоторая отстранённость, придающая особую загадочность образам её героинь. Не случайно Ульяне Лопаткиной удались образы Смерти в балетах «Юноша и смерть» Р. Пети и «Гойя-дивертисмент» Х. Антонио. Балерина признавалась, что не испытывала страха, воплощая этот инфернальный образ – ведь музыка и движение защищают от страха.

Исполняла Ульяна Лопаткина и миниатюру М. Фокина «Умирающий лебедь» – эту «визитную карточку» русского балета, которую каждая балерина интерпретирует по-своему. Трактовка У. Лопаткиной особенно близка к произведению К. Сен-Санса, ставшему музыкальной основой этой миниатюры: в «Карнавале животных» Лебедь выглядит единственным благородным существом в галерее сатирических образов – и именно благородство подчеркивается в танце У. Лопаткиной.

 

Решительным шагом стало исполнение главных ролей в балетах «Кармен-сюита» и «Анна Каренина»: ведь Майя Плисецкая не просто была их первой исполнительницей – эти балеты создавались для неё, и сравнение с великой балериной было неизбежно. Но Ульяна Лопаткина не пыталась подражать М. Плисецкой, она создала свой образ Кармен – убеждённой в своей избранности, но в то же время способной на искреннее чувство. Такая героиня отличалась от Кармен М. Плисецкой, смотрящей свысока на мужчин и «играющей» ими. В работе над ролью Анны Карениной ей помогла советом сама М. Плисецкая: «Мне недостаточно вашей любви к Вронскому, я не успела почувствовать, как сильны ваши чувства». Эта партия потребовала от У. Лопаткиной предельной эмоциональной открытости, казалось бы, не свойственной ей.

В 2001 году Ульяна Лопаткина совершила истинный исполнительский подвиг: получив во время спектакля «Баядерка» травму голеностопа, она сумела довести спектакль до конца. Но выступления пришлось прекратить, возникли сомнения, сможет ли вообще балерина вернуться на сцену. Но она это сделала в 2003 году. Балерина вновь исполняет партии, которые танцевала до травмы: Зобеида, Одетта, «Бриллианты», «Симфония до мажор». В 2004 году в программе «Приношение Баланчину» она исполнила сольную партию в «Вальсе» на музыку М. Равеля и была номинирована за эту партию на «Золотую маску» (правда, эту премию балерина не получила).

Слава Ульяны Лопаткиной не меркнет – множество людей приезжает в Санкт-Петербург, чтобы посетить тот или иной спектакль с её участием. Добившись славы, балерина не останавливается на достигнутом, она продолжает совершенствовать своё мастерство, дополнительно репетируя по вечерам после рабочего дня и скрупулезно оттачивая и продумывая каждую деталь. Её любимая фраза во время репетиций – «Так разумнее».

 

Музыкальные Сезоны