Башкирский театр оперы и балета представил премьеру балета Владимира Купцова «Аленький цветочек». Спектакль, показанный на открытии 80-го сезона, привлек внимание философским видением известной сказки Сергея Аксакова и желанием поддержать лучшие традиции хореографического искусства.

Идея создания балета на башкирской земле в стенах знаменитого Аксаковского народного дома логична: автор «Аленького цветочка» – известный русский писатель, театральный критик, общественный деятель Сергей Тимофеевич Аксаков – уроженец Уфы. Среди постановщиков «Аленького цветочка» – хорошо известные московские авторы, сумевшие объединиться в команду единомышленников. Это хореограф, художественный руководитель театра «Кремлёвский балет», Андрей Петров, художник Григорий Белов, художник по костюмам Ольга Полянская. За световое оформление отвечала Ирина Вторникова. Дирижером-постановщиком выступил Герман Ким. Реализация замысла каждого из них во многом зависела от композиторского видения Владимира Купцова (автор либретто совместно с Андреем Петровым), музыкальная палитра которого оказалась яркой и необычайно колоритной.

Андрей Петров – признанный мэтр отечественного балета, энергичный, профессиональный, наделенный богатой творческой фантазией хореограф. Хорошо владея формой многоактного спектакля и обладая неоспоримым режиссерским талантом, он вот уже около сорока лет, практически не прерываясь, создает на сцене все новые и новые балеты на базе выразительных средств классического танца.

Обратившись к «Аленькому цветочку», хореограф-постановщик не ставил цели создать российскую версию «Красавицы и Чудовища». Он не склонялся к прямолинейной романтической интерпретации и вовсе не стремился подробно иллюстрировать данное литературное произведение. Аксаковская сказка привлекла Петрова самобытностью, возможностью «повернуть» сюжет в философское русло. Уйдя от бытовых подробностей, он придумал такую драматургию, где аленький цветочек – только символ, а олицетворением его волшебной силы является прекрасная добрая фея. Именно она противостоит Злой колдунье, превратившей в Чудище прекрасного царевича (сравнимо с тем, как в прологе «Спящей красавицы» Фея Сирени противостоит злой Карабос). Благодаря такому видению русская сказка приобрела значимость мифа, где есть борьба высших сил (Добра и Зла) и Человек (Настенька), возвышающийся над бушующими вокруг него страстями.

Аленький цветочек в Башкирском театре оперы и балета

Балет начинается сказочным прологом. Перед зрителями открывается картина цветущего рая с порхающими бабочками, как живописно-декорационными, так и танцующими (их исполняют шесть артисток балета). В самом центре такого идиллического мира на пригорочке растет аленький цветочек. Его воплощает облаченная в алое платье фея (Софья Гаврюшина). К цветку и фее стремятся юноши и девушки (появляющиеся в прыжках из противоположных нижних кулис). Идея пролога такова, что все живущие на земле молодые люди ищут счастья на земле и находят его в праведной жизни и добрых деяниях.

Здесь же, в райских кущах, впервые и появляется прекрасный царевич (герой, классический танцовщик: в первом составе – Рустам Исхаков, во втором – Олег Шайбаков). Его любви тщетно добивается Злая колдунья (балерина-виртуозка с характерными данными Лилия Зайнигабдинова). Не получив ожидаемого, она превращает царевича в ужасное и косматое Чудище (фоном злому колдовству идет центральная видеопроекция нечисти).

Аленький цветочек в Башкирском театре оперы и балета

В первой картине «Пристань» звучит лирическая напевная тема, которую композитор и хореограф отдают танцующим девушкам; удалая тема у юношей, соревнующихся друг с другом в переплясе. К отплытию в дальние страны готовится богатый купец Иван Васильевич (в первом составе – Ильдар Маняпов, во втором – Артём Доброхвалов). С ним прощаются его три дочери. Старшая и средняя выпрашивают у отца заморские подарки, чему отдана целая танцевальная гротесковая сцена. Соло старшей сестры Марфы (Адель Овчинникова) по движениям размашисто, масштабно, насыщено игровой пантомимой; соло средней дочери Пелагеи (Софья Доброхвалова) – искрометно, изобилует техническими элементами (мелкими кабриолями, заносками, пируэтами). Тема мелочных и суетливых сестер соприкасается с темой духовного богатства младшей купеческой дочери Настеньки (Гульсина Мавлюкасова – первый состав, Карина Салимова – второй), удивляющей неожиданной просьбой привезти ей аленький цветочек.

В картине «Восточной базар», подразумевающей попадание купца в Индию, постановщик развертывает целый действенный дивертисмент. Именно в нем наиболее раскрывается талант Петрова как изобретательного хореографа. В картине всего три танца, но каждый из них отличается по форме, содержанию и актерским задачам. Все они представляют богатый и разнообразный по пластике восточный мир.

Танец с веерами, поставленный на двух высоких корифеек (Амина Халикова и Разиля Мурзакова), открывает дивертисмент. Орнаментальный, привлекающий плавностью движений рук и рисованными позировками тела, он гипнотизирует зрителей, погружает в атмосферу загадочной азиатской страны. Главная особенность Танца с веерами в том, что он исполняется на пуантах, без опускания ног на полные стопы. Следующий затем Танец восточных красавиц из гарема султана исполняют на полупальцах облаченные в золотистые, поблескивающие одежды танцовщицы. Они ловко управлялись с прозрачными покрывалами, являвшимися неотъемлемой частью хореографического действа (солистка в первом составе – Азалия Зиганшина, во втором – Ирина Чыонг). По характеру музыка и пластика данного танца напомнили знаменитых гадитанских дев А.Хачатуряна из балета «Спартак» Леонида Якобсона. Правда, следуя симфоническому развитию, Петров не стал превращать его в чувственное эротическое действо, как это было у Якобсона. Он остановился на воспроизведении ориентального колорита, создав картину развлекательной пляски девушек.

После восточных красавиц дивертисмент подходит к наиболее яркой и одновременно завершающей части – Танцу ловцов жемчуга. Этот сюжетный, зрелищный мужской танец привлек композиционным решением, пластическими деталями (при сохранении статичного корпуса в танце, обращают на себя внимание выразительные кисти рук и ритмично сокращающиеся стопы) и юмористическим содержанием. Одетые в белые легкие костюмы артисты подыгрывают солисту, а затем, выносив удлиненное полотно, имитирующее морскую волну, начинают разыгрывать сценку с бутафорской акулой, которую с успехом и убивает кинжалом главный ловец (Тагир Тагиров).

Нечисть, изображаемая облаченными в серые лохмотья артистами балета, волнует море, а вместе с ним и наполненный иноземными товарами корабль купца. Не устояв пред бушующей стихией, отец Настеньки оказывается в морской пучине. Чудесным образом выплыв на берег райского острова, он находит аленький цветочек.

Аленький цветочек в Башкирском театре оперы и балета

Появление купца Ивана Васильевича на райском острове зрительно (благодаря красочным декорациям и костюмам) и на слух (композитор вводит в танцевальную ткань балета поэтичный вокализ, исполняемый: в первом составе Дилярой Идрисовой, во втором – Галиной Бутолиной) воспринимается как вхождение в особый сказочный мир. Его гармонию нарушает размашистая, разухабистая, образная музыкальная тема Чудища, с которым у купца возникает дуэт. Вмешавшаяся в конфликт сторон фея добра склоняет Чудище отдать аленький цветочек Ивану Васильевичу. С помощью волшебного перстня (на занавесе просцениума возникает видеопроекция переносящей во времени воронки) тот переносится к себе домой, где вместе с возвратившимися сотоварищами и одаривает дочерей заморскими гостинцами. Отделанный драгоценными каменьями кокошник достается Марфе, тяжелое жемчужное ожерелье – Пелагее, а аленький цветочек – Настеньке.

Пластическая дума (танцевальный монолог) Ивана Васильевича открывает второе действие спектакля. За ней следует дуэт-объяснение купца с Настенькой и перемещение той на райский остров. Здесь опять-таки удачно введенный композитором вокализ привносит радужные краски в танцевальное действо, тем самым разъясняя «ситуацию счастья». Встреча Чудища и Настеньки решается средствами танца и пантомимы, что помогает зрителям точнее уловить нюансы начинающих складываться отношений главных героев. Видения-воспоминания родных Настеньке транслируют переживания героини, решающей вернуться к ним.

Аленький цветочек в Башкирском театре оперы и балета

Оказавшись дома вовремя, младшая дочь купца начинает ухаживать за больным отцом. Интригующие сестры по навету Злой колдуньи переводят стрелки часов и закрывают шторами окна, чтобы Настенька не смогла уследить за временем. Однако та, почувствовав неладное, в последний момент оказывается на острове рядом с потерявшим сознание Чудищем. Благодаря любви Настеньки силы зла отступают, и косматое Чудище преображается в прекрасного молодого царевича. Добро и справедливость торжествуют, а любовь, подаренная аленьким цветочком Настеньке и царевичу, продолжает окрылять всех, кто соприкоснулся с этой волшебной историей.

Обратив внимание на народную, сказовую составляющую аксаковского «Аленького цветочка», руководство Башкирского театра сделало правильную репертуарную ставку: тема балета и красива, и универсальна. Подходящий для хореографии сюжет доброй сказки близок и интересен разной аудитории. Особая же ценность «Аленького цветочка» в эксклюзивности его художественных составляющих: музыки, хореографии, сценографии, костюмов. Ведь все это родилось на уфимской земле и создано специально для местного национального театра. А балетная труппа, выступившая на премьере на самом высоком уровне (во многом заслуга ассистентов хореографа-постановщика Жанны Богородицкой и Леоноры Куватовой), уверен, дальше будет исполнять это произведение еще и с большей отдачей, так как здесь есть возможность раскрыться артистам разных дарований и поколений.

Фото Андрей Коротнев