«Кармен» на Брегенцском фестивале

«Кармен» на Брегенцском фестивале

Фото: Karl Foster

За последние десять лет Брегенцский фестиваль показал незабываемые с театральной точки зрения постановки: в истории, несомненно, останутся «Тоска» (2007-2008), «Аида» (2009-2010), «Андре Шенье» (2011-2012), «Волшебная флейта» (2013-2014). Все они были созданы в период интендантства Дэвида Паунтни. С пришествием эры Элизабет Соботки зрелища на Озерной сцене стали, казалось бы, менее захватывающими («Турандот» 2015-2016). Но в году 2017-м здесь представили совершенно грандиозное шоу. А именно так можно и нужно назвать спектакль Каспера Холтена, сценографию для которого создала британский дизайнер Эс Девлин. Новая «Кармен» кажется отражением на новом этапе требований Сергея Дягилева к своим артистам: «Удиви меня». Публика Брегенцского фестиваля словно бы сказала эти слова постановочной команде «Кармен». И команда удивила.

На озерной сцене Эс Девлин строит инсталляцию, в основе которой – идея гадания на картах. Из волн Бодензее вырастают две женские руки с чуть облезшим ярко-красным маникюром, на левой отчетливо виднеется татуировка, на правой шрам; в пальцах левой зажата сигарета (с фильтром!). Руки кидают карты, они-то и образуют сценическое пространство, динамичное и вздыбленное, предоставляющее возможность для постановки эффектных трюков. В Брегенце любят поговорить о цифрах; приведем кое-какие из них для удовлетворения любопытства читателей: длина сигареты шесть метров, протяженность инсталляции – тридцать.

Новая постановка на Озерной сцене – по существу, последовательность эффектных трюков, каждый из которых способен заставить раскрыть рот от удивления. В финале первого действия Кармен обращается в бегство, исчезая на считанные мгновения, чтобы появиться наверху одной из «вертикальных» карт, лихо съехать по ее поверхности и уйти от погони вплавь, со скоростью, достойной олимпийской чемпионки (певицу подменяет каскадерша).  Кстати, вода в Бодензее холодная…

«Кармен» на Брегенцском фестивале

Фото: Karl Foster

Озеро играет одну из главных ролей в обстановке спектакля: это весьма частый прием у режиссеров, которые создают постановки в Брегенце. Присутствовавшие на «Тоске» не забудут, как труп расстрелянного Каварадосси падал в воды Бодензее, а видевшие «Аиду» – как Амонасро подслушивал диалог между Аидой и Радамесом, сидя по шею в воде. Но трюки в «Кармен» вполне оригинальны. Во втором акте пляшущие женщины заканчивают свой экстатический танец, почти наполовину погрузившись в воду и играя брызгами. В финале Цунигу убивают, а труп контрабандисты увозят на моторной лодке. В третьем действии Эскамильо прибывает в горы (!) на еще одной моторной лодке. В заключительном действии Хосе не нуждается в ноже, чтобы убить Кармен: он сталкивает ее в озеро и долго топит, пока труп не всплывает на поверхность (в платье певицы спрятана кислородная подушка). Много и других эффектных трюков, с водой не связанных: настоящие костры в третьем действии, разноцветный салют в честь корриды, взмывающий в ночное небо, танец двух мужчин, один из которых изображает быка, а другой – тореадора, танцовщицы, ловко орудующие юбками цвета фуксии, чтобы те отразились на поверхности карт, – в четвертом. В целом, Каспер Холтен ставит на плавающей сцене традиционный спектакль, не задаваясь целью отыскать в «Кармен» какой-либо дополнительный смысл.

Очень красивы пленяющие изысканными сочетаниями цветов костюмы Ани Ванг Краг, и подлинно великолепна световая партитура Бруно Поэта. На этом приемы, приковывающие взоры зрителей, не кончаются: автор видеопроекции Льюк Холлс позаботился о том, чтобы сделать и карты подобием действующих лиц: они то предстают в размытом водой виде, то представляют виды корриды, то с них взирает крупный план поющего в этот момент героя.

«Кармен» на Брегенцском фестивале

Фото: Karl Foster

«Кармен», которую прокатывают каждый день, кроме понедельника, обеспечивают три состава исполнителей. Автору довелось услышать в главной партии Лену Белкину, делающую успешную карьеру. Дебют в «Кармен», где молодой певице есть где показать все, на что она способна, – это и особая ответственность, и большой риск, так как сравнения с бывшими и нынешними исполнительницами неизбежны.

Лена Белкина создала полностью свой образ Кармен. В этом несомненную роль сыграла исполненная внутренней деликатности личность певицы, то, что по-итальянски определяется выражением «animo gentile». Лена невелика ростом, наделена выразительным, красивым и нежным лицом. Сыграть Кармен – женщину-вамп, думается, ей очень трудно, если не вовсе невозможно. Она «приспосабливает» роль цыганки, не терпящей оков, на себя, – и результат превосходен. Ее Кармен как нельзя более подходит небольшая пантомима, разыгранная на фоне увертюры: роковая цыганка предстает в виде маленькой девочки, которая уже научена гадать на картах; злые мальчишки отнимают у нее карты, она не сдается и пихает обидчика в грудь. Мальчишки ретируются, победа остается за ней. Эта девочка вырастет в Кармен, для которой свобода будет дороже жизни.

Лена Белкина – редкая певица, настоящий художник bel canto: она никогда не прибегает к аффектации и нажиму, дорожит безупречностью вокальной линии. Поначалу трудно было представить, что партия Кармен так подойдет ее голосу, который, казалось, безраздельно принадлежит россиниевской Золушке. Однако Кармен чудесно «ложится» на этот нежный, деликатный и глубокий голос. Певица ювелирно отделывает партию с точки зрения языка и акцентов, озвучивает самую широкую гамму чувств: от неподдельного любовного увлечения до тонкой иронии.

«Кармен» на Брегенцском фестивале

Фото: Karl Foster

Белкину окружает вокальный состав, достойно функционирующий в вокальном и актерском отношении. Мартин Мюле, наделенный physique du role и крепким голосом с пассионарным оттенком, – Хосе, Эндрю Фостер-Уильямс, убедительный, хотя несколько навязчивый и грубоватый Эскамильо. За рамки просто достойного выходит Мелисса Пети в партии Микаэлы, обладающая голосом искристым и теплым, с благородной манерой и большой выразительностью. Отличную оправу квартету главных героев составляют comprimari: Яна Баумайстер (Фраскита), Марион Лебек (Мерседес), Рафаэль Фингерлос (Моралес), Себастьен Суле (Цунига), Симеон Эспер (Ремендадо), Дариуш Перчак (Данкайро).

Паоло Кариньяни, вынужденный проводить оперу в галопирующих темпах (речитативы купированы, продолжительность зрелища – два с небольшим часа), достоин восхищения за невероятную собранность и огромную энергию, которые способны заразить слушателей, даже если они видят дирижера не вживую, а в монитор. Превосходен неизменно принимающий участие в спектаклях Брегенцского фестиваля Пражский Филармонический хор под руководством Лукаша Василека и Бенджамина Лака.

«Кармен», как и все постановки на Озерной сцене, будет показываться и в году 2018-м. Возникнет ли желание еще раз увидеть историю цыганки и солдата в стиле kolossal? Несомненно!

Все права защищены. Копирование запрещено