Переносом премьеры «Нуреева» на год Большой театр, возможно, навлечет на себя длительную кампанию травли

Балет «Нуреев», премьера которого была со скандалом отменена за три дня до назначенного на 11 июля первого показа, появится на сцене Большого театра 4-5 мая 2018 года. Об этом сообщил в понедельник генеральный директор ГАБТа Владимир Урин. Ни один из авторов постановки — это режиссер Кирилл Серебренников, балетмейстер Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий — на брифинг в Императорском фойе главного здания театра не пришел, хотя, утверждает Урин, приглашения были посланы. Руководитель Большого балета Махар Вазиев присутствовал, но ни слова не сказал. Вся информация звучала только из уст гендиректора.

Балет «Нуреев», премьера которого была со скандалом отменена за три дня до назначенного на 11 июля первого показа, появится на сцене Большого театра 4-5 мая 2018 года

Взгляды Владимира Урина и Махара Вазиева (всю встречу молчавшего) ни разу не пересеклись. Фото Сергея Бирюкова

По версии Владимира Урина, идея балета «Нуреев» зародилась на следующий же день после успешной премьеры «Героя нашего времени» летом 2015 года. Владимир Георгиевич обратился тогда к Юрию Посохову: что следующее? И услышал несколько предложений, из которых сам выбрал сюжет, посвященный знаменитому танцовщику и невозвращенцу. «Я сразу понимал тогда, как и все здесь присутствующие, что фигура неоднозначная, со сложной судьбой, что там будет соответствующая тема, которая может вызвать определенную неприязнь, и рассказать об этом будет достаточно непросто. Тем не менее я остановился на этой, а не какой-либо другой идее». Весь авторский коллектив «Героя нашего времени» согласился на новую работу.

Спектакль, по словам Урина, изначально планировался на сезон 2018/2019, но «произошел сбой»: Джон Ноймайер перенес свою премьеру «Анны Карениной» с сезона 2017/2018 на следующий. И для компенсации пришлось переносить что-то из уже назначенного на более ранний срок. Так «Нуреев» совершил «прыжок» в июль 2017-го.

Сценарий Серебренникова Урин увидел в конце января «и сразу начал работать». Но времени для полномасштабных репетиций не было: два месяца шел фестиваль в честь 90-летия Юрия Григоровича. Только в марте появилась возможность более плотно приступить к репетиционному процессу, но уже в мае труппа уехала на гастроли в Японию, откуда вернулась лишь 20 июня.

Балет «Нуреев», премьера которого была со скандалом отменена за три дня до назначенного на 11 июля первого показа, появится на сцене Большого театра 4-5 мая 2018 года

Прессе не предложили присесть. Фото Сергея Бирюкова

Тут произошла, по выражению Урина, «непредвиденная вещь: появился Кирилл Семенович». И выяснилось: помимо собственно балета в спектакле заняты большой хор, массовка, что серьезно осложнило постановочную работу. К тому же, как следовало из слов гендиректора, не все намеченные прогоны состоялись в полном объеме – «вместо полного акта только его половина». Наконец 7 июля — полный прогон, который «мы смотрим в полном унынии, понимая, что нужно готовить еще два-три состава, особенно много проблем в кордебалете. Я приглашаю Юрия и Кирилла Семеновича, спрашиваю: Юра, ты понимаешь, что это плохо? Ответ: да…» Наутро в субботу коллективу было объявлено о решении заменить неготовую премьеру спектаклем «Дон Кихот». Но Кирилл Серебренников попросил о еще одном прогоне. На вечерней репетиции «на драйве и обиде ребята собрались. Не без проблем, но был определенный рывок». Т.е. спектакль вполне поддавался доработке, допустим, в течение недели.

Взгляды Владимира Урина и Махара Вазиева (всю встречу молчавшего) ни разу не пересеклись. Фото Сергея Бирюкова

Но где найти эту неделю в жестком графике Большого? 15-го на его сцене начинаются гастроли Балета Бориса Эйфмана, а труппа ГАБТа уезжает в Америку с «Укрощением строптивой» и «Драгоценностями». Посохов улетает еще раньше, после первого же предполагавшегося показа «Нуреева». В сентябре-октябре он свободен, но труппа занята подготовкой премьер «Безымянной земли» Иржи Килиана и «Ромео и Джульетты» Алексея Ратманского. И дальше — все то же самое, заняты то танцовщики, то балетмейстер. Единственное окно — апрель 2018 года. Поэтому новая дата премьеры «Нуреева» – 4-5 мая…

Подана вся эта информация была довольно уверенно, Владимир Георгиевич держался порой даже агрессивно, вместо ответов некоторым журналистам отрубая: «Ваш вопрос непрофессионален». Согласился, что перенос премьеры — имиджевая потеря для театра, но куда большей потерей был бы показ некачественного спектакля. Отрицал и какой-либо финансовый ущерб, ведь спектакль не отменяется… Хотя ясно, что перенос почти на год потребует дополнительного восстановительного периода будущей весной, а бесплатно работать даже влюбленные в балет люди не станут.

Балет «Нуреев», премьера которого была со скандалом отменена за три дня до назначенного на 11 июля первого показа, появится на сцене Большого театра 4-5 мая 2018 года

Атмосферу общения нельзя было назвать теплой. Фото Сергея Бирюкова

Некоторые вопросы по сути не получили ответа. Например, о неполноценности репетиций в самый ответственный подготовительный период. Вскользь об этом сказал и сам гендиректор. Но он ничего не сообщил об отмененных Посоховым семи (!) репетициях — эту информацию принесли на встречу сами журналисты, получив ее от участников постановки. Первая отмена случилась в день обыска у Кирилла Серебренникова (по делу о предполагаемых хищениях в его «Седьмой студии»), когда (видимо, из сочувствия к режиссеру) балетмейстер опоздал на 20 минут и решил не начинать репетицию вовсе. А затем снял и еще шесть встреч с труппой. Как дирекция не уследила за такой вольной трактовкой постановщиком театральной дисциплины?

Ну и самое щекотливое: в каком объеме и ракурсе будет представлена на сцене интимная жизнь главного героя? Коллеге, спросившей, сохранятся ли в оформлении эпатажные фотографии обнаженного Нуреева, гендиректор ответил: да, вся задуманная сценография будет присутствовать. А корреспонденту «Музыкальных сезонов», поинтересовавшемуся, учитывает ли дирекция вероятную неоднозначную реакцию на спектакль, вплоть до депутатских запросов и выступлений маргинальных групп, ответил: «Абсолютно уверен, что спектакль будет иметь очень неоднозначную оценку, споры будут безусловно».

Взгляды Владимира Урина и Махара Вазиева (всю встречу молчавшего) ни разу не пересеклись. Фото Сергея Бирюкова

Лишь в конце встречи прозвучали давно ожидаемые от Урина слова сочувствия к самой труппе: «Самая серьезная потеря — конечно же у артистов. Они перенесли тяжелейший сезон, работали над спектаклем по полной отдаче. И когда на излете не получается… Там есть очень интересные работы. Но есть и претензии к исполнению, к тому, насколько мы успели это втанцевать, чтобы это стало для артистов не просто движением. В спектакле Серебренникова важны смысловые акценты, человеческие взаимоотношения героев. Мы увидели, что этого не хватает…»

Правда, опять же сошлюсь на присутствовавших журналистов: сами исполнители считают степень готовности спектакля высокой. Времени на репетиции в Большом всегда очень мало, точно в таком же стрессе готовился и «Герой нашего времени», там даже потребовался жест актерского самоотречения от Игоря Цвирко, отказавшегося от выезда на зарубежные гастроли ради спасения постановки. Прояви дирекция больше внимания к столь сложной и проблемной работе, как «Нуреев», она вполне могла быть сделана в срок. Как теперь руководство будет объясняться с раздосадованной труппой — плохо себе представляю.

А извне — не дай бог, конечно, но мы же знаем, как это бывает в России — театр, вполне вероятно, ожидает кампания протестов традиционалистской общественности. Случись премьера сейчас, она могла бы быть краткосрочной. Но теперь у любителей закрывать постановки «не глядя» появится время — целых девять месяцев для проведения масштабных накатов, которые, учит опыт, могут оказаться вовсе не мирными. И уж точно не принесут добра ни обществу, ни искусству.

 

Все права защищены. Копирование запрещено