Искусство нуждается в постоянном обновлении, в естественной подпитке современными и талантливыми идеями. Потому театры, как музыкальные, так и драматические, нередко устраивают разнообразные экспериментальные мастерские с целью обновить кровь привычной жизни с известным и обкатанным репертуаром. Такой тенденции не сторонятся и в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где пристально следят за развитием мирового оперного и балетного театров. Именно здесь на Малой сцене 10 и 11 марта состоялись показы четырех экспериментальных танцевальных работ в рамках проекта «Точка пересечения».

Этот амбициозный проект стартовал в прошлом сезоне, а в нынешнем, 2016–2017 гг., уже смело выйдя за пределы российского балетного пространства, представил имена молодых и малоизвестных европейских хореографов Эно Печи, Дастина Кляйна, Дмитрия Хамзина и Эяля Дадона.

Открытий и потрясений на второй «Точке пересечения» не состоялось. Создалось ощущение, что организаторы проекта (руководитель Андрей Уваров, исполнительные продюсеры Дарья Фомина, Ксения Никольская, технический директор и художник по свету Семён Швидкий) следовали какому-то уже давно опробованному стандарту качества продукции. Молодые хореографы смело самовыражались, но индивидуальности своей так и не раскрыли. Ни нового пластического языка, ни драматургии, ни интересных режиссерских придумок тоже не вызрело. Однако сама попытка организовать пусть и малобюджетный проект современной хореографии с профессиональной академической труппой уже достойна внимания, поскольку видна линия движения вперед и желание быть частью общего культурного пространства.

Четыре танцевальных опуса, созданные разными хореографами, поделили пополам на два действия. Таким образом, в первом отделении оказались Дастин Кляйн с работой «Х2» и Эно Печи с балетом «Дежавю», а во втором – Дмитрий Хамзин с «Железным занавесом» и Эяль Дадон с «То, да не то».

Точка пересечения. Полина Заярная. «Х 2». Хореограф Дастин Кляйн.

Полина Заярная. «Х 2». Хореограф Дастин Кляйн. Фото Светлана Постоенко

Тридцатилетний хореограф из Германии Дастин Кляйн, окончивший Королевскую балетную школу в Лондоне и много работавший с известными европейскими хореографами, впервые попробовал себя в качестве постановщика в 2012 году. Его российская премьера «Х2» – эксперимент с движением, попытка найти новую пластическую реальность. Разворачивался он в сумрачном, опасном с точки зрения техники безопасности сценическом пространстве. Артисты появлялись из двух темных арок, расположенных по разным сторонам сцены, и выполняли какую-то полуритуальную, рапидную хореографию. Сюжет отсутствовал, да и особой содержательности в движениях не чувствовалось. Музыка (Kangding Ray, Уильям Басински) служила лишь для того, чтобы создать эффектное зрительское восприятие от некоего танцевального потока. Успешная сторона этой работы во многом была связана с исполнителями (Алексей Любимов, Валерия Муханова, Ксения Шевцова, Александр Селезнев, Жанна Губанова, Сарэл Афанасьев, Полина Заярная), творчески подошедшими к новому хореографическому тексту.

Точка пересечения. Сергей Мануйлов, Оксана Кардаш. «Дежавю». Хореограф -Эно Печи.

Сергей Мануйлов, Оксана Кардаш. «Дежавю». Хореограф -Эно Печи. Фото Светлана Постоенко

«Дежавю» албанского хореографа Эно Печи – самый традиционный и близкий классическому восприятию балет. Пожалуй, только на нем можно было остановить внимание требовательного и внимательного к нюансам зрителя. В этом решающую роль сыграла музыка Фредерика Шопена, которую Печи удачно использовал в своей постановке наряду с произведениями других авторов (Гордон Эшворт, Gidge, C418), а также артисты балета театра: Оксана Кардаш, Сергей Мануйлов, Анастасия Лименько, Евгений Жуков, Елена Соломянко, Иннокентий Юлдашев.

«Железный занавес» Дмитрия Хамзина, солиста Музтеатра в 2004–2011 гг., а ныне танцующего в Цюрихе, убедил, что стандарты в балете могут быть не только двойные, но тройные. Идея хореографа показать русским Россию через восприятие работающего за границей россиянина оказалась слишком «сильной». От танцовщиков в хохломских футболках и шапке-ушанке с армейской символикой возникла такая мешанина в голове, что отыскать идейный смысл произведения уже оказалось невозможным. Оставалось только удивляться, с каким азартом все это смогли исполнить талантливые и артистичные Оксана Кардаш, Алексей Любимов, Валерия Муханова, Дмитрий Соболевский, Иван Михалев.

Точка пересечения. «То, да не то». Хореограф Эяль Дадон

«То, да не то». Хореограф Эяль Дадон. Фото Светлана Постоенко

Финальную точку в танцевальном проекте поставил перфоманс израильтянина Эяля Дадона «То, да не то» (Сергей Рахманинов, Адачи Томоми, Бон Ивер, П. И. Чайковский, оригинальная музыка, написанная Эялем Дадоном совместно с артистами спектакля). Эта малотанцевальная работа из жизни говорящих париков окончательно развеяла миф о величии и красоте классической хореографии. Правда, и от нее была польза балету Музтеатра. Какая? Таким способом ее участники – Денис Дмитриев, Эрика Микиртичева, Евгений Поклитарь, Юрий Выборнов, Мария Бек – смогли уйти от клише и ощутить абсолютную свободу творчества, которую они вряд ли бы получили в работе над очередным классическим балетом.

Поиск и выбор новых работ для экспериментальных танцевальных проектов – задача не простая. Для этого необходимо быть в теме разных направлений в балете, тщательно отсматривать материал, серьезно изучать танец как явление мировой культуры. Только тогда результат может оказаться положительным. В случае с «Точкой пересечения» отбор произведений для проекта не всегда стопроцентно качественный. Хочется видеть по-настоящему новое искусство, а не просто эксперимент ради эксперимента. Перспективы же у «Точки пересечения», несомненно, есть, что и заставляет думать об успешном развитии данного проекта!

 

фото предоставлены пресс-службой

Московского Академического музыкального театра