Искусство нуждается в постоянном обновлении, в естественной подпитке современными и талантливыми идеями. Потому театры, как музыкальные, так и драматические, нередко устраивают разнообразные экспериментальные мастерские с целью обновить кровь привычной жизни с известным и обкатанным репертуаром. Такой тенденции не сторонятся и в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где пристально следят за развитием мирового оперного и балетного театров. Именно здесь на Малой сцене 10 и 11 марта состоялись показы четырех экспериментальных танцевальных работ в рамках проекта «Точка пересечения».
Этот амбициозный проект стартовал в прошлом сезоне, а в нынешнем, 2016–2017 гг., уже смело выйдя за пределы российского балетного пространства, представил имена молодых и малоизвестных европейских хореографов Эно Печи, Дастина Кляйна, Дмитрия Хамзина и Эяля Дадона.
Открытий и потрясений на второй «Точке пересечения» не состоялось. Создалось ощущение, что организаторы проекта (руководитель Андрей Уваров, исполнительные продюсеры Дарья Фомина, Ксения Никольская, технический директор и художник по свету Семён Швидкий) следовали какому-то уже давно опробованному стандарту качества продукции. Молодые хореографы смело самовыражались, но индивидуальности своей так и не раскрыли. Ни нового пластического языка, ни драматургии, ни интересных режиссерских придумок тоже не вызрело. Однако сама попытка организовать пусть и малобюджетный проект современной хореографии с профессиональной академической труппой уже достойна внимания, поскольку видна линия движения вперед и желание быть частью общего культурного пространства.
Четыре танцевальных опуса, созданные разными хореографами, поделили пополам на два действия. Таким образом, в первом отделении оказались Дастин Кляйн с работой «Х2» и Эно Печи с балетом «Дежавю», а во втором – Дмитрий Хамзин с «Железным занавесом» и Эяль Дадон с «То, да не то».
Тридцатилетний хореограф из Германии Дастин Кляйн, окончивший Королевскую балетную школу в Лондоне и много работавший с известными европейскими хореографами, впервые попробовал себя в качестве постановщика в 2012 году. Его российская премьера «Х2» – эксперимент с движением, попытка найти новую пластическую реальность. Разворачивался он в сумрачном, опасном с точки зрения техники безопасности сценическом пространстве. Артисты появлялись из двух темных арок, расположенных по разным сторонам сцены, и выполняли какую-то полуритуальную, рапидную хореографию. Сюжет отсутствовал, да и особой содержательности в движениях не чувствовалось. Музыка (Kangding Ray, Уильям Басински) служила лишь для того, чтобы создать эффектное зрительское восприятие от некоего танцевального потока. Успешная сторона этой работы во многом была связана с исполнителями (Алексей Любимов, Валерия Муханова, Ксения Шевцова, Александр Селезнев, Жанна Губанова, Сарэл Афанасьев, Полина Заярная), творчески подошедшими к новому хореографическому тексту.
«Дежавю» албанского хореографа Эно Печи – самый традиционный и близкий классическому восприятию балет. Пожалуй, только на нем можно было остановить внимание требовательного и внимательного к нюансам зрителя. В этом решающую роль сыграла музыка Фредерика Шопена, которую Печи удачно использовал в своей постановке наряду с произведениями других авторов (Гордон Эшворт, Gidge, C418), а также артисты балета театра: Оксана Кардаш, Сергей Мануйлов, Анастасия Лименько, Евгений Жуков, Елена Соломянко, Иннокентий Юлдашев.
«Железный занавес» Дмитрия Хамзина, солиста Музтеатра в 2004–2011 гг., а ныне танцующего в Цюрихе, убедил, что стандарты в балете могут быть не только двойные, но тройные. Идея хореографа показать русским Россию через восприятие работающего за границей россиянина оказалась слишком «сильной». От танцовщиков в хохломских футболках и шапке-ушанке с армейской символикой возникла такая мешанина в голове, что отыскать идейный смысл произведения уже оказалось невозможным. Оставалось только удивляться, с каким азартом все это смогли исполнить талантливые и артистичные Оксана Кардаш, Алексей Любимов, Валерия Муханова, Дмитрий Соболевский, Иван Михалев.
Финальную точку в танцевальном проекте поставил перфоманс израильтянина Эяля Дадона «То, да не то» (Сергей Рахманинов, Адачи Томоми, Бон Ивер, П. И. Чайковский, оригинальная музыка, написанная Эялем Дадоном совместно с артистами спектакля). Эта малотанцевальная работа из жизни говорящих париков окончательно развеяла миф о величии и красоте классической хореографии. Правда, и от нее была польза балету Музтеатра. Какая? Таким способом ее участники – Денис Дмитриев, Эрика Микиртичева, Евгений Поклитарь, Юрий Выборнов, Мария Бек – смогли уйти от клише и ощутить абсолютную свободу творчества, которую они вряд ли бы получили в работе над очередным классическим балетом.
Поиск и выбор новых работ для экспериментальных танцевальных проектов – задача не простая. Для этого необходимо быть в теме разных направлений в балете, тщательно отсматривать материал, серьезно изучать танец как явление мировой культуры. Только тогда результат может оказаться положительным. В случае с «Точкой пересечения» отбор произведений для проекта не всегда стопроцентно качественный. Хочется видеть по-настоящему новое искусство, а не просто эксперимент ради эксперимента. Перспективы же у «Точки пересечения», несомненно, есть, что и заставляет думать об успешном развитии данного проекта!
фото предоставлены пресс-службой
Московского Академического музыкального театра
Пока нет комментариев