Тенор

Энрико Карузо

Вечный «герой-любовник» оперной сцены, любимец композиторов, кумир публики – особенно ее прекрасной половины… кто он? Конечно же, тенор! Высокий мужской голос, у которого так эффектно звучит верхняя часть диапазона – это ли не повод для бурных аплодисментов? Во множестве опер именно тенору поручается роль главного героя. Но если мы обратимся к истории музыкального искусства, мы увидим, что так было не всегда.

В Средние века – задолго до рождения и оперы, и оратории – тенором назывался нижний голос в двухголосии, отсюда и произошло его название (от латинского слова tenere, что значит «удерживать», «держать»). По мере усложнения хоровой ткани появилась более низкая партия – басовая, тенор стал располагаться над нею. Так обстоит дело в современных хорах, а также в четырехголосных композициях, которые составляются по образу и подобию хоровых партитур (например, в задачах по гармонии, которые решают студенты-музыканты).

Как складывалась судьба теноров-солистов? В XVII столетии звучание тенора ассоциировалось с чем-то высокодуховным – композиторы нередко поручали ему партию Евангелиста в пассионах (произведениях, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа) или особенно возвышенные эпизоды месс (например, в Мессе си минор Иоганна Себастьяна Баха тенор исполняет Benedictus). Воплощали тенора и драматические образы в ораториях – такие, как заглавный герой оратории Георга Фридриха Генделя «Самсон».

Но если в духовной и ораториальной музыке тенор пользовался вниманием композиторов, то в опере той эпохи дело обстояло совсем иначе. Там «правили бал» кастраты (певцы, у которых в результате специальной операции сохранялся высокий голос) – именно им доставались центральные партии в операх, а тенора скромно «держались в стороне», оставаясь на вторых ролях. Они оказались на первом плане, когда кастраты сошли со сцены. Разумеется, это произошло не сразу. Сначала тенор завоевал позиции в комической опере – более близкой к реальности, в то время как опера-seria сохраняла свой особый «мир». Но и в «серьезные» жанры проникали новые веяния. Показательна в этом плане история оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика»: первоначально партия главного героя была поручена альту-кастрату – так она исполнялась на премьере в Вене, но для постановки в Париже – где кастраты уже не пели – композитору пришлось написать другую редакцию оперы, с партией главного героя для тенора.

На протяжении XVIII столетия тенор постепенно завоевывает оперную сцену. Немало теноровых партий в операх Вольфганга Амадея Моцарта – Дон Оттавио в «Дон-Жуане», Феррандо в «Так поступают все», Тамино в «Волшебной флейте». Но в полной мере тенора заблистали в опере XIX века. Именно тогда сложилось традиционное представление о теноре как центральном герое оперы – молодом, благородном и влюбленном. Но, взглянув хотя бы бегло на оперную литературу, мы убедимся, как разнообразны персонажи, воплощаемые тенорами в опере: храбрый Зигфрид в «Кольце нибелунга», страстный Эрнани в одноименной опере Джузеппе Верди, легкомысленный Герцог Мантуанский в «Риголетто», наивный юноша Ленский в «Евгении Онегине»… Даже в одном произведении тенору могут поручаться партии очень различных между собой героев. Например, в «Царской невесте» Николая Андреевича Римского-Корсакова тенорам поручены роли невинного страдальца Ивана Лыкова и готового на любую подлость лекаря Бомелия, а в «Борисе Годунове» Модеста Петровича Мусоргского тенор – это и тщеславный Самозванец, и монах-пьяница Мисаил, и хитрый царедворец Шуйский, и мудрый в своей святой простоте Юродивый… Вопреки стереотипам, персонаж-тенор не всегда молод – можно вспомнить таких старцев, как мудрый Финн в «Руслане и Людмиле» и царь Берендей в «Снегурочке».

Разнообразны не только теноровые партии – разными бывают и голоса. Самый высокий из них – контратенор, сопоставимый по диапазону с женским голосом (в наше время такие певцы исполняют партии в операх эпохи барокко, написанные для кастратов).

Весьма редко встречается другой высокий голос – тенор-альтино, он исполняет, например, партию Звездочета в «Золотом петушке» (по этой причине опера ставится не так уж часто).

Лирический тенор – легкий, подвижный голос с мягким, задушевным тембром, среди его партий – Неморино в «Любовном напитке», Ленский в «Евгении Онегине», заглавная партия в «Фаусте» Шарля Гуно. Большей силой звучания и более насыщенным тембром отличается тенор драматический – Отелло, Герман в «Пиковой даме», Хозе в «Кармен».

Великие имена среди теноров можно перечислять бесконечно: Энрико Карузо, Марио дель Монако, Николай Гедда, Франко Корелли, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Роберто Аланья… Есть в этом блистательном списке и наши соотечественники: Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев.

Все права защищены. Копирование запрещено