(1910-1991)
Татьяна Михайловна Вечеслова на свет появилась в 1910 году, в семье военного, представителя древнего дворянского рода. По материнской линии семья была богата артистическими традициями: одна из прабабушек – была первой исполнительницей роли Катерины в драме «Гроза», сам А.Островский эту актрису очень ценил, дед был альтистом в Мариинском театре, тетя А.Снеткова преподавала фортепианную игру (ее учеником был И.Ф.Стравинский), а мать будущей балерины была артисткой балета. Воспитанная в такой семье, Татьяна сочетала в себе артистическую одаренность с обостренным чувством чести.
С детства ей казалось, что танцевать так же естественно, как дышать или ходить, ведь не попасть в такт музыки невозможно. В детстве она в течение пяти лет училась искусству танца у М.Романовой – матери Г.Улановой, выступала на школьных концертах. Один из них посетил А.Луначарский, который обратил внимание на одаренную девочку, и тогда мать решила отдать ее в балетное училище.
Поступить туда оказалось непросто: ноги Татьяны сочли непригодными для балета, помогло лишь заступничество М.Романовой. У нее, а позже – у А.Вагановой Татьяна Вечеслова занималась вместе с Г.Улановой, и они сдружились навсегда. В училище они иногда выступали вместе – на втором году учебы девочки выступают в «Капризах бабочки», а по прошествии трех лет – в «Тщетной предосторожности», исполняя саботьер (причем в качестве кавалера выступила в том танце Г.Уланова). В 1928 г. обе выпускницы одновременно принимаются в Мариинский театр.
Впервые Т.Вечеслова появилась на сцене в сольной партии всего лишь по прошествии недели после зачисления в балетную труппу: в «Корсаре» приходится ей заменять исполнительницу роли Гюльнары (та внезапно заболела). Годом позже воплощает она в «Красном маке» образ Тао Хоа, но пределом мечтаний молодой балерины была Эсмеральда. Желание ее сбывается в 1930 году, причем танцевать пришлось почти без репетиций – спектакль представлялся вне расписания. Это не помешало Т.Вечесловой выступить удачно, и особенно порадовала ее похвала Е.Люком: «Хорошо, и главное – по-своему!».
В последующие годы в театре было немалом премьер, и во многих из них Т.Вечеслова участвовала. Она танцевала Комсомолку в балете на музыку Д.Шостаковича «Болт», Паскуалу в «Лауренсии», Маниже в «Сердце гор», Нунэ в «Гаянэ», Флорину в «Утраченных иллюзиях». Но и партий классического репертуара у балерины было немало: Никия, Китри, Жизель, Одетта-Одилия, Аврора, Медора и другие. Не только техническое совершенство и легкость бега на пальцах покоряли публику – Т.Вечеслову критики называли «самой интересной из актрис советского балета».
Творческая дружба двух великих балерин, начавшаяся в годы учения, продолжалась и во время их творческого расцвета. На «Бахчисарайский фонтан», премьера которого состоялась в 1934 году, многие зрители ходили ради того, чтобы увидеть блистательный дуэт Г.Улановой, танцевавшей Марию, и Т.Вечесловой, исполнявшей роль Заремы. Г.Уланова вспоминала впоследствии, что во время репетиций едва удерживалась от смеха, когда «ее веселая Таня» заносила над нею оружие – но у публики никаких сомнений в серьезности намерений героини не возникало. В каждом движении Т.Вечесловой-Заремы – будь то большой прыжок, мягкий шаг или стремительное вращение – ощущалось предельная значительность, бархатный халат казался королевской мантией. Исключительным величием дышал образ этой царственной героини, которую ревность заставляет взглянуть на мир с позиции обычной женщины.
Будучи подругами в жизни и сотрудничая в творчестве, Т.Вечеслова и Г.Уланова и юбилей творческой деятельности отметили вместе – произошло это в 1948 году.
Т.Вечеслова завершила исполнительскую деятельность в 1953 году. Артистка всегда отличалась требовательностью к себе и полагала, что уходить артист должен до того, как сделается очевидным его угасание. Но повлияло на это решение и иное обстоятельство – у балерины был двухлетний сын.
Оставив сцену Т.Вечеслова становится педагогом-репетитором. В этом качестве она работала с И.Колпаковой, И.Зубковской, М.Барышниковым, А.Осипенко, Н.Макаровой, Дж. Марковским. Но этого было недостаточно для столь одаренной артистической натуры, и Т.Вечеслова находит себя теперь в иной области – в литературе. Ею написаны две книги воспоминаний – «О том, что дорого» и «Я – балерина», которые оказались интересны не только для профессионалов. Впрочем, написание мемуаров весьма типично для творческих людей, а вот в поэтическом творчестве находит себя не каждый – Т.Вечеслова же писала и стихи.
Из жизни Т.Вечеслова уходит в 1991 году. На кладбище в Комарово на надгробии Т.Вечесловой начертаны строчки из ее собственного стихотворения:
«Брать жизнь не нотой, а — октавой.
И коль любить, так уж любить».
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев