В 1955 г. Георгий Васильевич Свиридов, прежде отдававший предпочтение Александру Блоку, открыл для себя поэзию Сергея Есенина. Однажды, будучи в Ленинграде, он встретился со знакомым поэтом, и тот прочел ему немало есенинских стихотворений, которые сразу же «особенно запали в душу», по словам композитора. Георгий Васильевич был так потрясен красотой этих стихов, что не мог забыть одну из строф, постоянно повторяя ее. Пятнадцать часов провел он за инструментом – и мелодия на стихи Есенина, родившаяся тогда, стала одним из номеров будущей «Поэмы памяти Сергея Есенина».

Обращение Свиридова к творчеству Есенина было важным фактом не только в творческой биографии композитора, но и в культурной жизни страны в целом. Не один год творчество Есенина находилось под негласным запретом – формально его не запрещали, но не включали в школьный курс литературы, а издавали крайне редко и малыми тиражами. Причиной тому было и самоубийство поэта, и его творчество, казавшееся символом упадничества. Как только ни клеймили его деятели советской власти! «Он убил в себе пессимиста, хулигана и пьяницу», – говорил Луначарский о самоубийстве поэта, а Бухарин называл его стихи «отвратительно напудренной и нагло раскрашенной матерщиной». И вот в середине 1950-х гг. отношение к Есенину меняется – его стихотворения и поэмы возвращаются к читателю, их любят и ценят, и для этого не нужно переписывать их в тетради, передавая друг другу. В таких условиях рождение кантаты на стихи Есенина можно считать знаковым событием.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти