(р. 1979)
«Такой балерины не было, нет и не будет», – так сказал о балерине Светлане Захаровой знаменитый французский модельер Ив Сен-Лоран, и под этими словами с готовностью подпишутся многие поклонники балета.
Родилась будущая артистка в 1979 году в украинском городе Луцке. Отец был военным, а мать работала в хореографическом коллективе. По ее инициативе Светлана начала заниматься в кружке народного танца в Доме пионеров, но позднее у девочки возник интерес к классическому балету, и в 1989 году ее отправили учиться в Киев.
В Киевском хореографическом училище наставницей Светланы становится В. Сулегина. Ученица проявляет незаурядные данные – не только пластичность и гибкость, но и артистичность, музыкальность. В 1995 году ее направляют в Ленинград на престижный конкурс Vaganova-Prix. Светлана представляет первую вариацию из балета «Пахита», вариацию из па-де-де П. И. Чайковского в хореографии Дж. Баланчина, па-де-де Голубой птицы из балета «Спящая красавица» (партия Принцессы Флорины). Светлана была самой юной участницей конкурса – и ей это не помешало удостоиться второй премии, а также получить приглашение в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, причем зачисляют ее на последний курс – это был поистине беспрецедентный случай в истории прославленного учебного заведения. В Академии она учится у Е. Евтеевой.
После окончания Академии танцовщица была принята в труппу Мариинского театра, и сразу же С. Захаровой доверили весьма сложную партию классического репертуара – роль Повелительницы дриад в «Дон-Кихоте» – и Светлана блестяще справилась с этой ролью. На нее обратила внимание не только публика, но и Ольга Моисеева – в прошлом балерина, а в то время – педагог-репетитор. Под ее руководством Светлана Захарова подготовила несколько партий: Мария в «Бахчисарайском фонтане», седьмой вальс и мазурка в «Шопениане», Гюльнара в «Корсаре» и наконец – заглавная роль в «Жизели». Это весьма сложная партия – и балерина стала самой юной ее исполнительницей. И зрители, и критики были единодушны в своих восторгах.
В 18-летнем возрасте С. Захарова уже была прима-балериной Мариинского театра. В репертуаре ее появляются разные партии. С одной стороны, это классический репертуар («Лебединое озеро», «Баядерка», «Спящая красавица», «Дон-Кихот»), с другой – балеты Дж. Баланчина («Симфония до мажор», «Серенада», «Драгоценности», «Аполлон»), Дж. Ноймайера («Тогда и теперь»), К. Макмиллана («Манон»). Таким образом, балерина проявляет себя как универсальная исполнительница, которой доступны разнообразные направления в хореографическом искусстве. Дважды артистка удостаивалась премии «Золотая маска» – в 1999 году за балет «Серенада», а в 2000 – за роль принцессы Авроры.
В 1999 году С. Захарова впервые предстает перед иностранной публикой – на гастролях театра в Аргентине она исполняет роль Медоры в балете «Корсар». Год спустя она выступает в балете «Щелкунчик» в хореографии Дж. Баланчина, поставленном совместно с «Нью-Йорк сити балле», в «Лебедином озере», поставленном Н. Макаровой в Бразилии. В 2001 она участвует в спектакле «Баядерка» в Парижской национальной опере. В 2002 году балерина танцует в гала-концерте на «Площади искусств» в Монреале с Х. М. Карреньо и в концерте памяти Рудольфа Нуриева в театре «Ла Скала» с Н. Цискаридзе. В том же году в Парижской опере С. Захарова выступает в балете «Лебединое озеро» в постановке Р. Нуриева. По рекомендации Михаила Барышникова, который увидел балерину на репетиции, директор театра приглашает ее танцевать в одном из спектаклей Парижской оперы.
За время работы в Мариинском театре Светлана Захарова исполнила около тридцати ролей. Не раз она получала приглашение в Большой театр, но привязанность к Мариинскому была велика, трижды балерина отказывалась, но в 2003 году она все-таки согласилась. По словам С. Захаровой, это решение было обусловлено желанием исполнять нечто новое: «Я не ушла из Мариинского театра, я просто перешла работать в театр с другим репертуаром», – говорила артистка.
В Большом театре репетитором С. Захаровой становится Людмила Семеняка. В репертуаре балерины появляются новые роли – например, Аспиччия в балете «Дочь фараона» в постановке П. Лакотта (запись этого спектакля была издана на DVD-диске).
С 2004 года Светлана Захарова много выступает за рубежом: «Баядерка» (Никия) в Гамбурге, «Жизель» (заглавная партия) в Милане, «Дон-Кихот» (Китри) в Токио, «Лебединое озеро» (Одетта-Одилия) на рождественском спектакле в Париже, юбилейные концерты Майи Плисецкой в Лондоне и Париже… Совмещать активную гастрольную деятельность со спектаклями в Большом театре непросто, но балерине это удается: Эгина в «Спартаке», Пара в желтом в «Русских сезонах» А. Ратманского на музыку Л. Десятникова.
Некоторые современные балетмейстеры создают балеты специально для Светланы Захаровой. Например, японский хореограф Асами Маки поставил для нее балет на музыку Г. Берлиоза «Дама с камелиями». Балет имел успех и в Токио, и в Москве, а балерина, по ее словам, «чувствовала себя как в драматическом театре».
Итальянский танцовщик Франческо Вентрилья поставил для нее балет «Захарова. Суперигра» на музыку молодого итальянского композитора Эмильяно Пальмьери. В этом спектакле балерине пришлось воплотить образ, казалось бы, нетипичный для балета – персонажа компьютерной игры, которому надлежит пройти все уровни и достичь бессмертия.
И еще об одной роли Светланы Захаровой нельзя не упомянуть – Наташа Ростова. «Первый бал Наташи Ростовой» в постановке Раду Поклитару стал одним из самых запоминающихся моментов церемонии открытия Олимпиады в Сочи в 2014 году. Партнером балерины был Владимир Васильев. Свои чувства во время этого выступления артистка описывает как «волнение вперемешку с невероятной эйфорией и счастьем от происходящего».
Светлана Захарова – не только человек искусства, но и политический деятель. В 2006 году балерина становится членом Совета по культуре и искусству при Президенте России, а с 2008 по 2012 год являлась депутатом Государственной Думы.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев