Суламифь Мессерер родилась в 1908 году. Отец ее – дантист по профессии – был весьма эрудированным человеком: знал семь иностранных языков, немало читал, увлекался театром, участвовал в домашних спектаклях. Из восьми детей с искусством свою жизнь связали пятеро. Елизавета и Азарий, выступавший под псевдонимом Азарин, стали драматическими актерами, Рахиль – киноактрисой, а Асаф Мессерер стал артистом балета. Суламифь в детстве предпочитала точные науки, но старший брат Асаф увлек ее балетом.
В Московское хореографическое училище Суламифь Мессерер поступила в двенадцатилетнем возрасте. Благодаря незаурядным природным данным, ее приняли сразу в третий класс. Училась она у выдающихся балетных мастеров – В. Тихомирова, В. Мосолова. Уже в годы учебы проявились отличительные качества будущей балерины: огненный темперамент, сильный прыжок и исключительная выносливость.
Одновременно с балетом Суламифь Мессерер занималась плаванием, еще до окончания школы она стала чемпионкой СССР на дистанции сто метров. У нее были все шансы продолжить блестящую спортивную карьеру, и все-таки Суламифь отдала предпочтение балету, но бассейн посещала регулярно до конца жизни.
Закончив балетное училище в 1929 году, Суламифь Мессерер была принята в труппу Большого театра. Проявить себя удалось благодаря счастливому случаю – и собственному упорному труду: заболела одна из балерин, участвовавших в спектакле «Лебединое озеро», и случилось это накануне спектакля, режиссер был в отчаянии, не успевая найти замену – и тогда Суламифь, посещавшая все репетиции и запомнившая все движения, предложила себя. Партию она исполнила без репетиций.
Вскоре Суламифь Мессерер исполнила главную роль в балете «Тщетная предосторожность», а затем – роль Китри в «Дон-Кихоте». Исполнять эту партию должна была Е. Гельцер, но незадолго до премьеры она повредила ногу. С. Мессерер же присутствовала на всех репетициях и повторяла за нею все движения.
Талантливая молодая балерина быстро заняла место в одном ряду со «звездами». Ее темперамент и виртуозная техника проявляются в разноплановых партиях: Тао Хоа в балете «Красный мак», Китри в «Дон-Кихоте», Маша в «Щелкунчике». Специально для нее И. Моисеев поставил балет «Три толстяка», в партии Суок проявились лучшие ее качества – сильный прыжок, вращения.
Постоянным партнером балерины стал ее старший брат Асаф Мессерер. В 1930 году они – первыми из советских артистов балета – получают разрешение отправиться на гастроли за границу. Они с успехом выступают в Дании, Швеции, Германии, Франции. В Париже, где С. Мессерер встретилась с Ольгой Преображенской и Матильдой Кшесинской, многие престижные частные балетные школы предлагали ей место преподавателя. Перспектива остаться в Европе кажется заманчивой, и все же балерина предпочла вернуться на родину. Возможно, определенную роль в этом решении сыграло посещение студии М. Кшесинской: С. Мессерер получила возможность понаблюдать, как знаменитая балерина обучает абсолютно бездарных девушек из богатых семей, убежденных, что за деньги родителей их обязаны научить крутить 32 фуэте… По возвращении в СССР брат и сестра Мессерер приступают к репетициям балета «Пламя Парижа»: Асаф исполняет роль Филиппа, Суламифь – Жанны.
Жизнь С. Мессерер могла показаться пределом мечтаний: слава, любовь публики, правительственные награды, одной из первых в СССР она стала владелицей личного автомобиля… Но невзгоды эпохи не обошли стороной ее семью: в 1938 году был расстрелян Михаил Плисецкий – муж ее сестры Рахиль, а сама Рахиль за отказ дать показания против него была отправлена в лагерь вместе с сыном-младенцем. Суламифь Мессерер забрала к себе двух старших племянников – Алика и Майю, и даже попыталась забрать младшего Азария. Ей – звезде балетной сцены – не смогли отказать, но, встретившись с сестрой в лагере в Казахстане, она поняла, что забирать ребенка не стоит: положение кормящей матери освобождало женщину от тяжелых работ. Однако, ей удалось добиться улучшения условий содержания для сестры, а впоследствии – замены лагеря на поселение и освобождения в 1941 году. Майе Плисецкой она не только заменила мать, но и стала для нее первой наставницей в балетном искусстве.
Оставив сцену в 1950 году, Суламифь Мессерер остается в Большом театре в качестве балетного педагога, а с 1960 года преподает в Московском хореографическом училище. Некоторое время она работала в Японии, немало сделав для становления балетной школы в этой стране.
В педагогической работе Суламифь Мессерер придерживалась своей собственной методики, позволявшей раскрепостить даже самую закомплексованную ученицу, благодаря этому учениц Мессерер практически никогда не отчисляли. Нинетт де Валуа – основательница Лондонского Королевского балета – ознакомилась с видеозаписями ее занятий и восхищалась методом С. Мессерер.
Суламифь Мессерер получала немало заманчивых предложений из разных стран, но предпочтение отдала Великобритании, которую считала «страной традиций и безмятежного спокойствия». В Лондон она приехала в 1980 году и стала педагогом-репетитором театра Ковент-Гарден. Здесь ей пришлось отказаться от одного из своих любимых занятий – вождения автомобиля (привыкнуть к левостороннему движению она так и не смогла), но в остальном балерина оставалась верна себе: поддерживала себя в прекрасной физической форме, до глубокой старости оставаясь активной, часто выезжала в разные страны, в том числе и в Россию. В 1998 году 92-летняя балерина прибыла в Москву, где ей была вручена премия «Душа танца». Во время церемонии она удивила публику, выйдя на сцену и блистательно исполнив канкан. Лишь в 95-летнем возрасте она признала, что «самолеты стали тяжеловаты» для нее и отказалась отправиться в Японию на празднование своего юбилея.
95-летие С. Мессерер отмечалось в разных странах: в Японии хореограф Сассаки – ее ученик – вел грандиозный концерт, в Израиле в честь балерины посадили несколько деревьев. Несколькими годами раньше балерина удостоилась звания Дамы Британской империи. Помнили знаменитую балерину и на родине: когда А. Ратманский поставил балет «Светлый ручей», в котором она когда-то танцевала вместе с братом Асафом, знаменитую пару былых времен изобразили на афишах. С. Мессерер было очень приятно об этом узнать: «Это была наша молодость, о которой всегда радостно вспомнить», – сказал балерина.
Суламифь Мессерер ушла из жизни в 2004 году.
Музыкальные сезоны
Пока нет комментариев