Стравинский ПетрушкаВ 1910 году после первой постановки «Жар-птицы» Игорь Федорович Стравинский поистине «проснулся знаменитым». Сергей Дягилев не собирался прекращать сотрудничество с молодым талантливым творцом, начало которого оказалось столь успешным и многообещающим. Импресарио и композитор задумали новый балет – «Весна священная», но сначала Стравинский решил отдохнуть с семьей в Швейцарии, на берегу Леманского озера.

А как может отдыхать композитор? Конечно же, погружаясь в мир собственных музыкальных мыслей! И вот Игорь Федорович, по его воспоминаниям, развлекается сочинением музыки, в которой «рояль играл бы преобладающую роль», при этом «выводя из терпения оркестр». Из «каскадов дьявольских арпеджио» и «угрожающих фанфар», наигрываемых им на фортепиано, вырисовывается образ «дьявольского плясуна». Стравинский размышляет о нем даже во время прогулок – и вдруг его осеняет: это же Петрушка, любимый герой кукольных представлений в балаганах на русских ярмарках! А что, если взять этот образ за основу нового балета?

Дягилев идею одобрил, понравились ему и музыкальные наброски, которые показал И.Ф.Стравинский. Создание «Весны священной» на время откладывается ради другого балета – «Петрушка». Работа над этим произведением шла вопреки всем устоявшимся традициям: как правило, сначала пишут либретто, а потом композитор на его основе создает музыку, тут же дело обстояло с точностью до наоборот – композитор, которому предоставлена была полная свобода, писал музыку, а затем сам придумывал для нее сюжет – сначала вместе с Дягилевым, затем – с Бенуа.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти