(р. 1936)
Стивена Райха относят к числу крупнейших композиторов Америки и современного мира в целом, его творчество оказывает влияние на музыкантов разных стран уже не одно десятилетие. Наряду с Терри Райли и Ламонте Янгом он вошел в историю музыки как основатель минимализма.
Родной город Стивена Райха – Нью-Йорк, а образование он получил в Корнелльском университете, где изучал философию. Затем молодой человек поступает в Джульярдскую школу, а после ее окончания – в Миллс-колледж. В этом калифорнийском учебном заведении он обучается у такого известного композитора, как Дариус Мийо, а также у Лучано Берио. Одновременно он проявил себя как талантливый исполнитель на ударных инструментах.
Нельзя сказать, что жизненный и творческий путь композитора был безоблачным: получив такую солидную музыкальную подготовку, Стивен вынужден был зарабатывать в качестве… водителя такси. Впрочем, отказаться от сочинения музыки это его не заставило. Создавая свои произведения, он весьма смело экспериментирует, используя все доступные возможности звукозаписи. Например, он записывает музыкальные фрагменты на пленку и склеивает ее концы, что позволяет ввести в музыкальную ткань «закольцованный», циклически повторяющийся фрагмент. Таким образом, пленка из носителя информации превращалась в своеобразный «музыкальный инструмент», предоставляющий в распоряжение композитора новые средства музыкальной выразительности. Подобный прием использован композитором, в частности, в произведениях «It’s Gonna Rain» («Собирается дождь») и «Come Out» («Выйти»). В обоих случаях композитор записывал на пленку человеческую речь, затем запись раскладывалась на два канала, причем один из них постепенно отстает от другого.
Позднее Стивен Райх стал применять подобные приемы и в инструментальной музыке, где уже не требовалось использование звукозаписи. Например, в 1967 г. им были созданы два произведения – «Фортепианная фаза» и «Скрипичная фаза». В обоих участвуют два музыканта, играющие изначально одну мелодическую фигуру, но один из них продолжает повторять ее, а другой движется дальше – благодаря этому возникает расхождение (подобно тому, как это происходило при использовании двух каналов звукозаписи).
Эксперименты Райха казались поистине «революционными» – настолько, что в СССР некоторые преподаватели композиции иногда показывали студентам их записи, которые не так-то легко было раздобыть в Советском Союзе, чтобы продемонстрировать молодым композиторам, как нельзя писать музыку ни в коем случае. Правда, эффект зачастую оказывался противоположным, ученики проникались тем, от чего предостерегали их наставники, наблюдая новые формы воздействия звука на человека. Впрочем, и для США это было нечто новое, что выражалось формулой «максимум выразительности при минимуме средств». Так рождался минимализм.
Для воплощения своих композиторских идей Стивен Райх создал в 1966 г. ансамбль, в котором сам играл на ударных инструментах и на клавишных. Первоначально это было трио, но постепенно в ансамбль приходили новые музыканты, и к началу 1970-х гг. количество исполнителей достигло восемнадцати. Именно для этого исполнительского коллектива предназначалось одно из наиболее известных творений композитора, которое он так и озаглавил – «Музыка для восемнадцати музыкантов». Такты в этом произведении следует повторять несколько раз – от трех до семи, причем точное количество повторов композитор не указывает, определять его надлежит самим музыкантам (поэтому продолжительность звучания произведения может весьма значительно варьироваться от исполнения к исполнению). Примечательно, что над этими восемнадцатью исполнителями не стоит дирижер, никто из них не берет на себя роль руководителя, ведущего за собой – каждый музыкант полагается лишь на собственную интуицию, прислушиваясь к товарищам по ансамблю. Для этого же коллектива Райх написал «Барабанный бой», который тоже может звучать от часа до полутора часов.
Будучи по национальности евреем, Стивен Райх не мог оставаться в стороне от трагедий своего народа. С трагической темой Холокоста связано его произведение «Другие поезда»: композитор вспоминает о поездах, на которых он в детские годы не раз ездил по родной стране, и сопоставляет их с иными поездами, некогда увозившими еврейских детей в концлагеря. Наряду со струнным квартетом в этом произведении задействована фонограмма, воспроизводящая гудки паровозов, стук колес и речь людей, рассказывающих об ужасах Холокоста (и это не текст, зачитываемый актерами, а подлинные рассказы людей, переживших те события). Основой партий струнных инструментов стала записанная нотами человеческая речь.
Композитор не раз удостаивался престижных премий. За записи «Других поездов» и «Музыки для восемнадцати музыкантов» была присуждена премия «Грэмми», а за «Двойной секстет» – Пулитцеровская премия.
Творчество Стивена Райха оказало влияние на Филиппа Гласса, Брайана Ино и многих других композиторов.
Музыкальные Сезоны
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев