(р. 1985)
«Танец – это язык без границ, можно выступать в любой точке мира, и публика всегда тебя поймет», – утверждает австралийский танцовщик Стивен МакРей. Лучшим подтверждением этим словам является его собственное искусство, завораживающее поклонников балета в любой стране.
Стивен МакРей родился в Сиднее в семье мотогонщика. Интерес к этому виду спорта он сохранил и по сей день, и даже усматривает в нем нечто общее с балетом – и тому, и другому нужно посвящать всю жизнь и отдавать всего себя, чтобы чего-то достичь. Искусством танца он увлекся благодаря старшей сестре, побывав в балетном классе, где она занималась. Увиденное потрясло мальчика, и в семилетнем возрасте он начал учиться в Сиднее у Хилари Каплан. Наряду с классическим танцем Стивен занимался чечеткой, и на конкурсах он выступал и в том, и в другом качестве. Первый серьезный успех пришел в семнадцатилетнем возрасте – Стивен завоевал золотую медаль на конкурсе Genée International Ballet Competition.
В следующем году танцовщик столь же успешно показал себя на другом международном состязании – Prix de Lausanne в Швейцарии. Эта победа стала переломным моментом в его судьбе. Стивен прекрасно помнит тот воскресный вечер, когда проходил финал – после выступления к нему подошла Гайлин Сток, возглавлявшая лондонскую Королевскую школу балета, и объявила, что все решено – и он может не возвращаться в Австралию, а сразу отправляться на учебу в Лондон.
В Лондоне Стивену поначалу было нелегко – он чувствовал себя одиноким, но справиться со всеми трудностями удалось благодаря Гайлин Стокс, которая очень тепло относилась к нему и продолжала поддерживать даже после того, как он окончил Королевскую школу балета и был принят в труппу Королевского балета. Произошло это в 2004 г., а год спустя он уже стал солистом. В тот год он выступил в «Симфонических вариациях» Фредерика Аштона. Позднее он выступал и в других балетах этого хореографа, которого можно назвать культовой фигурой английского балета – например, МакРей исполнял партии Принца в «Золушке».
В репертуар артиста вошло множество ролей классического репертуара – Зигфрид в «Лебедином озере», Принц в «Щелкунчике», Альберт в «Жизели», Солор в «Баядерке», Джеймс в «Сильфиде», Колен в «Тщетной предосторожности» и другие. Интерес к классическому репертуару он сохранил на долгие годы, считая его основой искусства танца. По мнению артиста, постановки Королевской оперы обладают очень важным качеством – они «не двухмерные», даже сказочные герои не выглядят в них искусственными персонажами, и это играет решающую роль в контакте со зрителями: «Если люди увидят в тебе человека, а не идеального принца, они что-то испытают». Быть на сцене человеком, которому может сочувствовать публика, помогают не уроки актерского мастерства, а погружение в собственный жизненный опыт.
Карьера молодого танцовщика развивалась успешно и быстро – став солистом по прошествии года после зачисления в труппу, в 2008 г. он уже был премьером, но именно в тот год в его творческой жизни разразилась катастрофа: танцовщик получил травму – было повреждено ахиллово сухожилие. Врачи вынесли приговор: хромота до конца жизни, о балете придется забыть. Но артист не сдался – он нашел шведского врача, которого называет «самым невероятным хирургом», благодаря совместным усилиям медика и пациента чудо произошло – к декабрю 2008 г. МакРей начал курс реабилитации под руководством Лесли Хольера и в скором времени вернулся на сцену. После этого случая травм у МакРея не было – он научился прислушиваться к своему телу, определять, какая боль пройдет сама собой, а какая требует лечения, большое значение придает он массажу и физиотерапии.
Наряду с классическим репертуаром Макрей исполняет партии в творениях балетмейстеров Новейшего времени – «Манон» Кеннета Макмиллана, «Драгоценности» Джорджа Баланчина. Он является первым исполнителям ряда партий в балетах, поставленных хореографами-современниками: Безумный Шляпник в «Алисе в Стране Чудес» и Принц Флоризель в «Зимней сказке» Кристофера Уилдона, Песочный человек в «Гензеле и Гретель», Существо во «Франкенштейне» и Джек-Потрошитель в «Милых фиалках» Лайма Скарлетта, «24 прелюдии» Алексея Ратманского на музыку Фридерика Шопена. В репертуаре исполнителя – крайне сложные в техническом отношении партии, и абстрактные, и драматические.
В 2016 г. Стивен МакРей посетил конкурс Genée International Ballet Competition, который вновь проводился в Австралии, на его родине, впервые за четырнадцать лет – после того, как артист завоевал на нем золотую медаль. Это состязание особенно дорого артисту – и не только потому, что победа на нем стала его первым успехом, ему нравится та вдохновляющая атмосфера, которая царит на этом конкурсе. Участие в конкурсах МакРей считает полезным для молодых танцовщиков, но признает, что в любом конкурсе всегда остается место для субъективности, ведь танец – искусство, а не сумма технических приемов. Самым опасным явлением для искусства артист считает уподобление балета гимнастике.
Иногда МакРей ставит хореографические номера (например, «Чардаш» на музыку в исполнении скрипача Васко Василева), но в первую очередь он считает себя танцовщиком. Впрочем, он не исключает, что по завершении сценической карьеры возглавит балетную кампанию.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев