сонатная формаЕсли «королевой» полифонии по праву можно назвать фугу, то в области гомофонно-гармонической музыки пальму первенства следует отдать сонатной форме – самой сложной и развитой, многоликой и универсальной. В сонатной форме пишутся части сонат, симфоний, концертов, а также квартетов и других камерно-инструментальных ансамблей, оперные увертюры, а изредка даже арии (например, ария Руслана в опере Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила»). Среди далеких от музыки людей бытует мнение, что сонатная форма сложна не только для композитора, но и для слушателя – между тем, слушать такую музыку не так уж и трудно, а ещё очень увлекательно, ведь произведение в сонатной форме напоминает спектакль со своими «действующими лицами», завязкой, насыщенным событиями развитием действия и развязкой.

В качестве «действующих лиц» выступают темы, с которыми мы знакомимся в первом разделе сонатной формы – экспозиции (довольно часто ей предшествует вступление, но это необязательно). Эти темы предстают перед нами в двух подразделах – главной партии и побочной, каждая из которых может состоять как из одной темы, так и из нескольких. Они противопоставляются друг другу и в образном отношении, и тонально. Традиционно главная партия излагается в основной тональности, а побочная – в тональности доминанты (пятой ступени), так обстоит дело в классическом варианте сонатной формы, сложившемся у венских классиков – но в музыкальной литературе немало примеров иных тональных соотношений. То же самое можно сказать и об образном контрасте – как правило, главная партия сосредотачивает в себе активную действенность, а побочная – лирическое начало, но опять же так бывает не всегда, ведь каждое произведение индивидуально. Да и образное соотношение между партиями экспозиции может быть разным: они могут дополнять друг друга, быть родственными, противопоставляться или даже вступать в конфликт. Между партиями располагается связующая, изначальная функция которой – модуляция из тональности главной партии в ту, в которой будет излагаться побочная. Окончательно закрепить эту тональность призвана заключительная партия, которая может даже не содержать нового материала, а строиться на оборотах, завершающих побочную (но бывает и так, что заключительная партия оказывается не менее яркой, чем основные темы экспозиции).

Итак, мы познакомились с «действующими лицами». Теперь начинается самый интересный и богатый музыкальными «событиями» раздел – разработка. Здесь с темами, представленными в экспозиции, что-то происходит, они вступают во взаимоотношения… Какие? Это зависит от того, каким было их изначальное соотношение. Если особой контрастности, тем более – конфликтности – изначально не было, то разработка, вероятнее всего, будет краткой, и особых изменений темы не претерпят. В этом случае композитор может даже отказаться от разработки – это характерно, например, для сонатин. Так же может поступить композитор, если все развитие еще впереди и надо только обозначить конфликт – таково, например, вступление к опере «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского.

Разработка может строиться на всех темах экспозиции, некоторых из них или даже на одной, причем не всегда главная роль принадлежит основным темам – на первый план может выйти и вступление, и связующая, и заключительная. Темы дробятся на отдельные фразы, из них вычленяются самые яркие мотивы, которые могут развиваться в виде секвенций, совмещаться друг с другом, представать в других ладах и тональностях, других регистрах, у других инструментов (если это ансамблевое или оркестровое сочинение), проводиться в ритмическом увеличении или уменьшении, составляющие их интервалы могут заменяться более широкими или наоборот – узкими, может меняться фактура, в ней могут появиться новые элементы. Иногда в разработке возникает самостоятельная новая тема – это называется эпизодом. Впрочем, эпизод, основанный на новой теме, может даже полностью заменить разработку – так происходит, например, в Симфонии № 7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, самым известным фрагментом которой стал эпизод из первой части, живописующий фашистское нашествие. Одним из самых волнующих моментов разработки обычно становится предыкт – построение, в котором нагнетается напряжение с помощью доминантовой гармонии, и разрешением становится начало третьего раздела сонатной формы – репризы.

от начала – 7.37

В репризе вновь проводятся темы экспозиции, но теперь они проходят в одной тональности (хотя и от этой традиции бывают отступления). В зависимости от того, насколько драматичной была разработка, темы могут предстать в первозданном виде или наоборот, измениться до неузнаваемости. Они могут следовать в том же порядке, в каком излагались в экспозиции или в обратном (в этом случае говорят о зеркальной репризе). Сонатная форма может завершаться кодой – но ее наличие, как и вступления, необязательно.

Таковы общие контуры сонатной формы, но у каждого автора и даже в каждом произведении она приобретает особые черты. Композиторы любят ее за то, что она предоставляет возможность «рассказать» историю, представив извечный принцип единства и борьбы противоположностей.

Все права защищены. Копирование запрещено