Роберт Шуман «Любовь и жизнь женщины»Вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины» написан в том же счастливом для Роберта Шумана «песенном» 1840 году, что и «Любовь поэта». На этот раз композитор обратился к стихам Адальберта фон Шамиссо – немецкого поэта французского происхождения, который, по его собственным словам, в Париже чувствовал себя немцем. Стихи его были весьма популярны в XIX веке – это давало поэту право утверждать, что его песни поет народ.

Оба вокальных цикла Шумана – и «Любовь поэта», и «Любовь и жизнь женщины» – посвящены любви, но тема эта раскрывается по-разному, и не только потому, что в первом случае герой – мужчина, а во втором – женщина. Разумеется, это далеко не первый случай воспевания женщины в искусстве, но, как правило, предметом художественного отображения становится жертвенность женской любви, проявляемая в исключительных обстоятельствах – здесь же композитор «заглядывает в душу» женщины, в чьей жизни ничего особенного не происходит. Она даже не переживает драму отвергнутой любви (в отличие от героя «Любви поэта») – это самая обычная счастливая женская судьба: влюбленность, брак, материнство, а финал при всей его трагичности (смерть горячо любимого супруга) все-таки находится в рамках естественного положения вещей.

Мир, предстающий в «Любви и жизни женщины» – это мир повседневности, но чувства героини не становятся от этого менее поэтичными. Воспевание счастливой повседневности определили особенности этого цикла: он сравнительно краток – состоит всего из восьми песен, которые выстроены в единую линию развития, без поворотных моментов действия. При этом композитор не забывает, что изображает именно женщину, которая ему – как любому мужчине – представлялась существом непредсказуемым: в гармонии довольно часто встречаются прерванные обороты. Впрочем, своеобразным «прерванным оборотом» (уже на уровне драматургии) выглядит завершение цикла, когда после семи светлых песен появляется скорбная восьмая. Передана в цикле и загадочность женкой души: песни изначально кажутся простыми, но по мере их развития возникают альтерированные аккорды, органные пункты и прочие более сложные детали.

В первой песне – «Взор его при встрече» – героиня предстает робкой и застенчивой юной девушкой, чья невинность подчеркнута предельной гармонической простотой фортепианного вступления (тоника – субдоминанта – доминанта – тоника), но постепенно расширяющийся диапазон вокальной мелодии, альтерированные аккорды передают ее томление в ожидании любви.

Вторая песня – «Он прекрасней всех на свете» – звучит ярким контрастом: героиня познает любовь. Этот эмоциональный «взрыв» подчеркнут целым комплексом средств: более сложная форма (в первом номере – куплетная, здесь – рондо с кодой), гимнический характер мелодии, группетто, передающие эмоциональный подъем, богатая фортепианная фактура, в которой слышатся даже оркестровые краски. Весьма выразительный штрих – фортепиано, «перехватывающее» мелодию у голоса: восторг любви достигает такой степени, что слов не хватает.

Целая гамма чувств предстает в третьем номере – «Не знаю, верить ли счастью»: тут и радость, и волнение, и страдание. Это состояние передано декламационной мелодией, хроматизмами, форшлагами, усложненной гармонией с альтерированными аккордами и модуляциями.

Четвертый номер – «Колечко золотое» – вновь радость, но не «бьющая через край», как во второй песне, а очень серьезная и даже торжественная. Здесь вновь использована форма рондо. Мелодия, по жанровым признакам перекликающаяся с колыбельной, кажется умиротворенной, но в нее органично включаются фанфарные интонации.

Непосредственным продолжением четвертой песни представляется пятая, повествующая о скорой свадьбе – «Милые сестры, сбудется скоро». Форма этой песни сочетает черты куплетности и трехчастности. Оттенок танцевальности напоминает об атмосфере праздничной суеты, но мелодия исключительно задушевна.

Шестая песня – «Милый друг, смущен ты» – утонченный лирический монолог. Героиня предстает в ожидании материнства. Мелодия декламационного склада развертывается в трехчастной форме, а в фортепианной партии сменяется возбужденной ритмической пульсацией.

В седьмой песне – «Нежно прильни ты к сердцу скорей» – мы последний раз увидим героиню счастливой. Мелодические фразы становятся все более короткими, создавая впечатление речи, «захлебывающейся» от восторга. В гармонии преобладают автентические обороты, а вот прерванных оборотов здесь нет – это единственная песня в цикле, где они отсутствуют (женская сущность проявила себя во всей полноте – в материнстве).

После этой полноты счастья неожиданно наступает трагический поворот – «Ты первый раз наносишь мне удар». Контрастность этой песни с предыдущей подчеркнута и соотношением тональностей (ре-мажор – ре-минор). Широкое использование уменьшенного септаккорда делает этот скорбный монолог особенно щемящим. В фортепианной постлюдии – как воспоминание о былом счастье – возникает мелодия из первой песни.

 

Музыкальные Сезоны