Роберт Шуман «Любовь поэта»Год 1840 стал для Роберта Шумана счастливым – после нескольких лет упорной борьбы он наконец соединился в браке со своей возлюбленной Кларой Вик. Применительно к творчеству композитора этот год можно назвать «песенным»: если прежде вокальная музыка почти не занимала Шумана, то в течение этого года он создал более ста песен. Особое место занимает среди произведений 1840 года «Любовь поэта». Этот вокальный цикл написан на стихи Генриха Гейне – поэта-романтика, который был чрезвычайно близок Шуману по духу.

Композитор обратился к «Лирическому интермеццо» – циклу из шестидесяти пяти стихотворений, связанному с любовной историей из жизни Генриха Гейне: семнадцатилетний поэт был влюблен в дочь своего богатого дяди, но гордая девушка отвергла его чувство и вышла замуж за более состоятельного человека – прусского помещика. Для Гейне эта история становится не просто неудачей в любви, но и конфликтом с жестоким миром. В «Лирическом интермеццо» отражено и зарождение любви, и сомнения, и тоска, и счастье, и отчаяние от его крушения.

Из шестидесяти пяти стихотворений Гейне Шуман выбрал шестнадцать. Но следует учесть, что цикл Гейне – произведение удивительно цельное, поэтому изъятые из него стихи воспринимаются несколько иначе, чем в цикле, и общее «звучание» произведения Шумана оказалось несколько иным. Для Гейне история любви осталась именно «интермеццо» – эпизодом, о котором поэт вспоминает с иронией, но в вокальном цикле Шумана такой ироничности нет, и представленная ситуация воспринимается как трагедия, как крушение всего.

В «Любви поэта» со всей ясностью предстают основные черты вокального творчества Роберта Шумана: предельное внимание к тексту, стремление передать не столько общий его эмоциональный настрой, сколько каждую деталь, и отсюда проистекает усиление декламационного начала. Звукоизобразительности, которая так часто встречалась у Шуберта (в особенности в «Прекрасной мельничихе»), здесь нет – например, в стихах Гейне несколько раз упоминаются соловьи, однако никакого намека на имитацию пения птиц в музыке Шумана не возникает. Роль фортепианной партии колоссальна – она не сводится к аккомпанементу, нередко фортепиано раскрывает подтекст, нечто такое, о чем в песне напрямую не говорится (и если даже фортепианная партия предельно проста – это не случайно, эта простота может иметь особый смысл).

В первых трех песнях цикла показано зарождение чувства. Номер первый – «В сияньи теплых майских дней» – это не столько любовь, сколько ее предчувствие, все здесь трепетно и неопределенно, и даже тоника появляется не сразу (номер начинается с чередования субдоминантовой и доминантовой гармоний»). Во втором номере – «Цветов венок душистый» – герой предстает погруженным в свой внутренний мир, и эта «закрытость» выражается в предельной скупости средств – почти хоральная фактура у фортепиано, мелодия в диапазоне малой сексты у солиста. Напевность сочетается здесь с декламационным началом.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти