25 октября 2016 г. Штейнберг. «Страстная седмица». Российская премьера в Большом зале филармонии.

25 октября, вторник 20:00 

Штейнберг. «Страстная седмица»

российская премьера
в Большом зале филармонии

Хор «Кларион» (США)
Художественный руководитель и дирижер — Стивен Фокс
Рахманинов
Литургия св.Иоанна Златоуста
Штейнберг
«Страстная седмица» для смешанного хора

25 октября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в рамках празднования 110-летнего юбилея Шостаковича состоится российская премьера монументального хорового цикла Штейнберга «Страстная седмица» (1927). Максимилиан Штейнберг – выдающийся представитель петербургской композиторской школы, ученик Римского-Корсакова и учитель Шостаковича, которого относил к числу своих лучших студентов. И Шостакович на протяжении всей жизни также относился с большим пиететом к личности и творчеству Штейнберга. История «Страстной седмицы» подобна детективному роману: партитура ее была издана в Париже и там же впервые исполнена, поскольку появление такого крупномасштабного религиозного произведения в репертуаре советских концертных организаций было немыслимо. После смерти Штейнберга в 1946 году Шостакович хранил у себя партитуру «Страстной седмицы» в ожидании подходящего случая, какой представился в 1957 году во время поездки в США. На званом ужине в Филадельфии Шостаковичу удалось тайно передать ноты Игорю Букетову – влиятельному композитору и музыковеду, бывшему потомком русских эмигрантов. Однако при жизни Букетова партитура так и не прозвучала. После его смерти в 2001 году наследницей имущества Букетова стала его дочь, Барбара Мук, которая в сотрудничестве с одним из ведущих американских хоров Clarion осуществила исполнение «Страстной седмицы» в США, а теперь американский коллектив возвращает этот таинственный опус на его историческую родину. «Страстная седмица» – подлинное сокровище русской духовной музыки, написанное на основе церковных песнопений. Здесь Штейнберг демонстрирует мастерское владение самыми разнообразными приемами и средствами хорового письма: изощренная полифония, где голоса подчас разбиваются на 12 самостоятельных партий, и богатая гармония сочетаются с эпизодами гениальной простоты и ясности. В плане русской православной традиции показательно введение в состав солистов баса-профундо (эту партию исполняет знаменитый певец из Мичигана Гленн Миллер). В концерте также прозвучат фрагменты рахманиновской Литургии св. Иоанна Златоуста, с точки зрения исполнителей примечательные для сравнения хоровых стилей двух русских композиторов-современников.

Пресс-служба

Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича

Просмотров: 109