С начала 1990 г. Родион Константинович Щедрин сотрудничал с Лорином Маазелем, возглавлявшим Нью-Йоркскую филармонию в качестве артистического директора. Дирижер осуществил американские премьеры ряда сочинений Щедрина, а в 2002 г. он заказал композитору оперу, которая могла бы быть поставлена в Нью-Йоркской филармонии. Выбор сюжета был предоставлен самому Щедрину, и композитор предложил свое любимое литературное произведение – повесть Николая Семёновича Лескова «Очарованный странник». По мнению Щедрина, творчество Лескова отражает русскую душу даже в большей степени, что произведения Льва Николаевича Толстого или Федора Михайловича Достоевского (возможно, по этой причине писатель менее известен за пределами России). В «Очарованном страннике» композитора привлекла мощь характеров и драматизм сюжета.
Либретто оперы «Очарованный странник» композитор написал сам. Произведение создавалось для представления не в театре, а в концертном зале, и это в определенной степени наложило отпечаток на облик произведения. Наряду с хором и оркестром в исполнении участвуют всего три солиста. Один из них – тенор – воплощает образы нескольких людей, встречавшихся на жизненном пути главного героя (Засеченный монах, Князь, Старик в лесу, Магнетизер). Партия центрального героя, послушника Валаамского монастыря Алексея Северьяновича Флягина, поручена басу, а единственная в опере женская партия – цыганки Груши – исполняется меццо-сопрано. В этой «опере для концертного зала» мало внешнего действия, но это не входит в противоречие с тем глубоким драматизмом, который присущ произведению. Опера воспринимается как «картина», слагающаяся из трагических исповедей героев. Действие сочетается с повествовательностью – каждый из исполнителей не только воплощает образ того или иного действующего лица, но и выполняет функцию рассказчика.
Композитор предпочитал не говорить о своем сочинении как о «современной музыке» в том смысле, какой обычно вкладывается в это словосочетание (нечто малопонятное широкой публике), но он не боялся отходить от таких традиционных форм, как арии или дуэты. Одним из достоинств избранного сюжета представлялась ему возможность обратиться к различным пластам русской музыки, включая и древние, глубинные, и относительно близкие к современности, но все это причудливо переплавляется в музыкальном мышлении современного композитора. Например, героиня оперы Груша – цыганка, и это располагает к использованию цыганских интонаций, но композитор не цитирует их откровенно, а лишь едва намечает. В сложную, насыщенную диссонирующими созвучиями музыкальную ткань оперы вплетаются многообразные интонации, исходящие из разных истоков: русская протяжная, плач-причитание, русская литургическая музыка. Значительную роль играет звучание колоколов. Стремясь к полному раскрытию русской души, композитор расширяет состав симфонического оркестра, вводя в него гусли и балалайку.
Опера «Очарованный странник» была впервые представлена в декабре 2002 г. в Нью-Йорке. В июле 2007 г. состоялась российская премьера оперы в Мариинском театре.
Все права защищены. Копирование запрщено
Пока нет комментариев