Р.Щедрин. Балет "Дама с собачкой"Идея создания балета «Дама с собачкой» родилась почти случайно. После успешной постановки «Чайки» в Швеции, в городе Гётеборге, Родион Константинович Щедрин и Майя Михайловна Плисецкая находились в центре внимания. Их осаждали журналисты, которых интересовало буквально все – где музыкальная чета проводит отпуск, каким блюдам и напиткам отдают они предпочтение и иные малозначительные подробности из жизни композитора и балерины. Неожиданно один из журналистов – Борг – задал гораздо более осмысленный и интересный вопрос: «Почему никто из русских композиторов не обратился к «Даме с собачкой?» Р.Щедрин согласился со шведским журналистом в том, что этот рассказ А.П.Чехова мог бы стать замечательным сюжетом и для оперы, и для балета, и решил его перечитать.

Но путь от замысла к воплощению оказался весьма долгим. М.Плисецкая даже точно подсчитала, сколько времени прошло между этим разговором и премьерой балета – две тысячи и три дня. Как и в случае с «Чайкой», либретто создавали сам Р.Щедрин и В.Левенталь. В «Даме с собачкой» получили продолжение многие принципы, определявшие облик предыдущих балетов Р.Щедрина – связь музыки с движением, пластикой и в то же время ее некоторая «самодостаточность», самостоятельная ценность (музыка «Дамы с собачкой» вполне может исполняться как самостоятельное симфоническое произведение, навеянное творчеством А.П.Чехова – да Р.Щедрин и создал позднее на основе этой балетной музыки инструментальное произведение под заглавием «Музыка для струнных, гобоев, валторн и челесты»), и это, несомненно, сближает произведение Р.Щедрина с балетным творчеством С.С.Прокофьева.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти