Зимой 1890-1891 гг. Сергей Васильевич Рахманинов – в то время студент Московской консерватории – создал два произведения: Первый фортепианный концерт и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, которое он назвал «Trio elegiaco» – Элегическое трио. Разумеется, это юношеское сочинение по совершенству композиторской техники уступает более поздним сочинениям Сергея Васильевича, однако характерные черты его творческого облика в Трио очевидны. Примечательно, что уже в первом своем фортепианном трио Рахманинов воплотил скорбные образы (эта линия получит развитие в следующем его сочинении в данном жанре). Главную роль в произведении играет мелодическое начало, однако развитие мелодических линий, каким бы свободным оно ни было, организуется упругим ритмом.
Одночастное Элегическое трио соль минор начинается сумрачным и в то же время взволнованным звучанием, такой эффект создает тревожный ритм в сочетании с особым тембром открытых струн скрипки и виолончели. На таком фоне фортепиано излагает главную партию (Lento lugubre), в которой выделяются два элемента. Один из них устремлен вверх, но остановка на квинтовом тоне смягчает его решительность (примечательно, что этот мотив интонационно близок одной из тем побочной партии первой части Концерта для фортепиано с оркестром No 1 фа-диез минор, который был создан в один год с Первым элегическим трио). Сопоставление поступенного движения и терцового хода придает взволнованность этому мелодическому обороту. Второй элемент – «обреченная» нисходящая секвенция – перекликается с одной из тем Фортепианного трио Петра Ильича Чайковского. Оба элемента получают развитие уже в первом изложении темы, их диапазон расширяется, и тема становится все более возбужденной. Прозвучав у фортепиано, тема переходит к струнным с их «поющим», длящимся звуком и теплым тембром.
Побочная партия (Con anima) излагается в си-бемоль мажоре (подобное тональное соотношение – минорная главная партия и мажорная побочная – и в будущем будет типично для произведений Рахманинова, в частности, для фортепианных концертов). В отличие от главной, первоначально изложенной фортепиано, проведение побочной партии композитор сразу поручает струнным, и это подчеркивает ее лирическую природу, песенный склад. Широкое развертывание лирической мелодии прерывается вторжением патетических интонаций главной партии – таким образом, экспозиция сонатной формы динамизируется за счет обостренного сопоставления лирики и патетики (подобные образные контрасты в дальнейшем станут для Рахманинова одним из главных драматургических принципов). Заключительная партия (Appassionato) отмечена усложненным ритмическим рисунком, благодаря которому музыкальное высказывание приобретает волевой, импульсивный характер. Напряженность звучания усиливается высоким регистром в партиях струнных, штрихом marcato, октавными ходами и пассажами в фортепианной партии – благодаря всему этому ансамблевая фактура становится особенно объемной и насыщенной.
Образный контраст, столь ярко обрисованный в экспозиции соль-минорного Элегического трио, не получает широкого развития в разработке – эпизоды, из которых она складывается, отмечены тональной замкнутостью. Тем не менее кульминация разработки оказывается весьма эффектной благодаря фортепианной партии, позволяющей пианисту сполна продемонстрировать свою виртуозность (именно такую фортепианную партию мог создать композитор, который сам был пианистом-виртуозом). В репризе выдержано классическое тональное соотношение, побочная партия начинается в фа мажоре, однако завершается она в основной тональности. Кода в плане драматического развития оказывается более насыщенной, чем реприза: элегические интонации приобретают трагическое звучание, что подчеркивается ремаркой Alla marcia funebre.
Элегическое трио No 1 соль минор впервые прозвучало в январе 1892 г. в исполнении самого Рахманинова, виолончелиста Анатолия Андреевича Брандукова и скрипача Давида Сергеевича Крейна. Произведение имело успех, но его дальнейшая судьба не была счастливой. На долгие годы соль-минорное Элегическое трио было предано забвению, а партитура его считалась утраченной. Только в 1930 г., когда ушел из жизни Михаил Акимович Слонов – русский певец и композитор, друг Рахманинова – в его архиве была обнаружена партитура Трио. Оно прозвучало в 1945 г. в серии посвященных Рахманинову концертов, исполнили его пианист Александр Борисович Гольденвейзер, виолончелист Сергей Петрович Ширинский и скрипач Дмитрий Михайлович Цыганов, а по прошествии двух лет произведение было впервые издано. Так Элегическое трио No 1 было «возвращено к жизни» и заняло достойное место в репертуаре – как концертном, так и педагогическом.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев