(1859–1924)
Сергей Михайлович Ляпунов относится к тому же поколению композиторов, что и Антон Степанович Аренский, Александр Константинович Глазунов. Их творчество подводило итог отечественному романтизму, представленному такими композиторами, как Николай Андреевич Римский-Корсаков, Модест Петрович Мусоргский, и открывало пути для нового стиля – для Сергея Сергеевича Прокофьева, Игоря Федоровича Стравинского.
Сергей Ляпунов появился на свет в Ярославле. Он был выходцем из старинного русского рода столбовых дворян. Отец его – известный русский ученый-астроном – сам занимался обучением детей. Он скончался, когда Сергею было всего восемь лет, вскоре после этого семья переехала в Нижний Новгород, чтобы дети могли учиться в гимназии.
Музыка увлекала Сергея с малолетства, но условий для систематического обучения в Нижнем Новгороде не было. Они появились лишь в 1874 году, когда ему было пятнадцать лет – в тот год в городе открылись классы Русского музыкального общества. Занимался Ляпунов с большим усердием и уже через год учебы стал выступать в качестве пианиста. К тому же времени относятся его первые композиторские опыты. По прошествии четырех лет Николай Григорьевич Рубинштейн порекомендовал ему поступить в Московскую консерваторию, и этому совету Ляпунов последовал.
В консерватории Ляпунова наставляли пианист Карл Клиндворт и композитор Сергей Иванович Танеев. Под руководством Дмитрия Васильевича Разумовского он изучал историю церковного пения в России. Завершив учебу в консерватории в 1883 году, он жил в Москве, иногда выступая как пианист. По прошествии двух лет перед ним открылась заманчивая перспектива – стать преподавателем Московской консерватории. Но к тому времени он уже успел познакомиться и подружиться с Милием Алексеевичем Балакиревым, чье творчество он очень высоко ценил. Желая быть ближе к Балакиреву, Ляпунов отправился в Санкт-Петербург. Тогда же – в 1885 году – впервые прозвучала его Концертная увертюра (впоследствии композитор внес некоторые изменения в это произведение и дал ему иное заглавие – «Баллада»). Эта премьера принесла ему известность в столичных музыкальных кругах.
В Санкт-Петербурге Ляпунов общался с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, Анатолием Константиновичем Лядовым. Но особенно сильное воздействие оказал на его творческий облик Балакирев. От Милия Алексеевича Ляпунов перенял ориентацию на традиции виртуозного пианизма, восходящие к Ференцу Листу, а также интерес к фольклору – как к русскому, так и кавказскому. Что касается русского фольклора, то Ляпунов не только воплощал его интонации в своих сочинениях, но и исследовал. В 1893 году он предпринял фольклорную экспедицию, география которой охватывала несколько губерний – Костромскую, Ярославскую, Вологодскую и Вятскую. Результатом экспедиции стал сборник «Песни русского народа», изданный по прошествии шести лет.
Деятельность Ляпунова не ограничивалась созданием музыкальных произведений. С 1890 года он преподавал музыкальные дисциплины в кадетском корпусе, а с 1894 года занилмал в Придворной певческой капелле должность помощника управляющего. Это позволило ему близко соприкоснуться с традициями русского церковного пения. Но служебные обязанности не препятствовали композиторскому творчеству – в частности, в 1896 году композитор создал «Торжественную увертюру на русские темы», ставшую одним из самых известных его творений.
Будучи пианистом, Ляпунов немало сочинений создал для фортепиано: прелюдии, мазурки, вальсы-экспромты, Рапсодия на украинские темы, два концерта, Двенадцать этюдов высшего исполнительского мастерства. Создавал он и оркестровые сочинения: две симфонии, симфоническую поэму «Желязова Воля» памяти Фредерика Шопена и другие.
Совместно с Балакиревым Сергей Михайлович редактировал собрание сочинений Михаила Ивановича Глинки (для своего времени оно было наиболее полным). Он выступал как пианист и как дирижер – и в России, и за ее пределами. В 1908 году он возглавил Бесплатную музыкальную школу, а два года спустя стал профессором консерватории в Санкт-Петербурге. Ляпунов преподавал искусство фортепианной игры, а позднее – композицию и контрапункт. Несколько лет он также был преподавателем Художественно-исторического института.
В 1919 году Ляпунов стал старостой церкви при консерватории. Он очень ответственно отнесся к новым обязанностям, особенно в том, что касалось церковного пения. Эту дисциплину начали преподавать в Петроградской консерватории в 1921 году, и вел этот новый курс именно Ляпунов.
Между тем, в стране нарастала волна борьбы против религии. Ляпунову, как глубоко верующему человеку, тяжело было видеть, как закрываются храмы, но сколько мог, он мирился с этим. Последней каплей стал закон об изъятии церковных ценностей, вступивший в силу в 1922 году. Ляпунов, как староста, отказался выдать ключи представителям власти, явившимся в консерваторскую церковь – впрочем, ее разграблению это не помешало. Композитор был привлечен к ответственности по так называемому «Делу петроградских церковников». Ляпунову повезло: он был приговорен к полугоду лишения свободы условно – а ведь по этому делу многие получили реальные сроки, а десять человек расстреляли.
Эти события подтолкнули Ляпунова к решению об эмиграции. Уехав в Париж в 1923 году, композитор возглавил там музыкальную школу для русских эмигрантов. Во Франции он и умер в ноябре 1824 года.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев