Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»Сюита Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» примечательна во многих отношениях. Во-первых, она характеризует автора как человека, умеющего держать слово – правда, между обещанием написать такое произведение, данным ученикам школы Нидермайера молодым профессором, и написанием его прошло двадцать лет – но все же сюита была написана. Во-вторых, композитор предстает в нем как человек, способный на остроумие и хорошую шутку – достаточно обратить внимание хотя бы на необычное жанровое определение: «зоологическая фантазия». И наконец, это произведение-парадокс: автор так стеснялся его, что запретил исполнять и даже издавать, пока он жив – но впоследствии сюита стала наиболее известным из его произведений (даже далекие от академической музыки люди хотя бы раз слышали по крайней мере один номер из нее).

В 1886 г. виолончелист Шарль Лебук готовился дать концерт в честь Жирного вторника – праздника-карнавала, в западной традиции предшествующего Великому посту. В качестве сюрприза Сен-Санс преподнес ему пьесу для виолончели-соло под названием «Лебедь», которую музыкант блестяще исполнил на концерте, прославив и себя, и автора. Но то был лишь один из номеров сюиты – тринадцатый, всего она включала четырнадцать номеров. Они не велики по протяженности (есть даже такая пьеса, в которой всего лишь двадцать тактов), но исключительно ярки, что подчеркивается их контрастным сопоставлением. В оркестр включены такие колоритные инструменты, как стеклянная гармоника и ксилофон, но в целом он весьма скромен: каждая струнная группа (первые и вторые скрипки, альт, виолончель, контрабас) представлена лишь одним музыкантом, а из духовых задействованы только флейта, кларнет и флейта-пикколо. Интересно, что солируют практически все, даже контрабас, нет соло только у флейты-пикколо.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти