В Театральном зале Московского международного Дома музыки в рамках проекта «Объектив Культуры» прозвучало одно из величайших произведений музыкальной классики — «Гольдберг-вариации» И.С.Баха.  Свой проект его авторы – профессор Московской консерватории пианист Александр Вершинин и Андрей Звонков, гитарист успешной рок-группы Би2 – назвали музыкально-световое представление «СНЫ ГРАФА КАЙЗЕРЛИНГА». Сегодня на странице Музыкальных Сезонов музыканты представляют свой проект.

Сегодня на странице Музыкальных Сезонов

Как родилась идея проекта?

Вершинин.  Идея проекта появилась совершенно случайно. Мы просто решили с Андреем попробовать поиграть что-то вместе. И, перебрав некоторое количество классических произведений, решили остановиться на Гольдберг-вариациях Баха, сочинении очень известном и очень трудном, в котором перед слушателем как бы предстает картина современной Баху музыкальной жизни, вплетенной в вечность. Когда слушаешь это сочинение, то понимаешь, что оно будет актуально и современно во все времена. Нам показалось, что музыка великого немецкого мастера настолько совершенна и всеобъемлюща, что ее можно рассказывать на современных инструментах. К слову сказать, это сочинение, написанное изначально для клавесина, сейчас чаще всего исполняется на рояле – в каком-то смысле «современном» нам инструменте. Ведь при Бахе таких инструментов не было — молоточковые фортепиано уже появились в начале 18го века, но известно, что Баху они не понравились.

Звонков. А мне вдруг захотелось играть на гитаре музыку, сочиненную для фортепиано, и я сделал переложение до-диез минорной прелюдии Сергея Рахманинова. Удачный эксперимент привел к погружению в Гольдберг-вариации.

А что вы можете сказать об особенностях проекта?

Вершинин. Гольдберг-вариации, пожалуй, впервые прозвучат в таком составе — электроакустическая гитара и целое семейство клавишных инструментов. Мы отдадим дань эпохе Баха – это клавесин, и современной эпохе – рояль, два электронных инструмента – Родес пиано и синтезатор. Обращает на себя внимание сочетание акустических инструментов и электронных. Это символизирует диалог между разными эпохами. Также мы предложим вниманию публики наше свето-визуальное виденье этой музыки, что сейчас, в век зрительного восприятия многих вещей, кажется очень современным и понятным. Во все века соединение разных видов искусств интересовало художников. Музыка и слово, музыка и танец, музыка и кинокадр. Что касается драматургии, то мне, как пианисту, хочется показать еще и некий диалог между клавишными инструментами разных эпох, как бы их звуковые комментарии. Обмен мнениями между прошлым, современным и будущим. Как бы на мгновение остановить бег времени, и услышать диалог времен. Задача сложнейшая, но надеюсь, музыка великого Баха нам поможет.

Звонков. Я добавлю: кроме огромного пласта профессионального интереса гитаристов, это произведение знатоки имеют шанс услышать по-новому, голоса отдельно, не так привычно, почти другая музыка!

Вопрос к Вам, Александр. Вы – пианист, профессор Московской консерватории, профессор университета Курашики Сакуйо в Японии. При этом вы обращаетесь не только к классике…

Вершинин. Да, я люблю искать возможность музыкально пообщаться с представителями разных музыкальных направлений – джаз, рок, фламенко и т. д. Даже пишу музыку в современных стилях. Недавно вот сочинил и записал на диск «Сюиту сказок», где как раз есть сплав разных музыкальных культур. Общим языком между разными музыкантами вижу язык импровизации, когда каждый может свободно высказаться на какую-либо тему.

Какие задачи решает проект?

Вершинин. Прежде всего, для меня это прикосновение к совершенству, к необыкновенному мастерству гения Баха. И возможность поделиться тем, что я узнал с молодым поколением, которое слушает сейчас совершенно другую музыку и порой не представляет себе, какой космос открывается в сочинениях композиторов так называемого академического направления.

Звонков. А для меня задача – в том числе и познакомить с прекрасной музыкой аудиторию, далекую от классической музыки.

А какие планы на будущее?

Звонков. В планах записать диск в академическом исполнении, рояль — гитара, а так же каждую вариацию записать на раритетных инструментах — роялях, клавесинах, органах, принадлежавших великим музыкантам и композиторам.

Вершинин. Да, наш проект – это только часть общего замысла. Это будет фильм из 32-х небольших серий, каждая из которых будет рассказом об одной из вариаций, сыгранной на инструменте выдающегося музыканта. Например, прошлой весной мы с Андреем записали кое-что на органе собора Святого Фомы в Страсбурге, на котором в свое время играл Моцарт! До сих пор сохранились такие уникальные инструменты, которых касались руки Бетховена, Листа, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, многих других гениев. Мы хотим, чтобы через Гольдберг-вариации они поведали нам свои звуковые тайны.

 

 

Беседовала журналистка Юлия Воскресенская

Фото из архива музыкантов