«Санктъ-Петербургъ Опера»: «Не только любовь»Лирическая опера, «колхозный »Евгений Онегин»», «частушки про любовь» – как только не называли первое творение Родиона Щедрина в оперном жанре! В 1961 году оперой «Не только любовь» композитор хотел реформировать репертуар Большого театра, считая необходимым хотя бы на время отказаться от патетики и пафоса в пользу камерности, чтобы можно было размышлять о переживаниях и чувствах самых простых людей. В советские шестидесятые идея оказалась утопической. Сразу после премьеры руководство главного театра страны, заметив сатирический подтекст, тут же заменило неловкую «Не только любовь» на беспроигрышную «Травиату».

Судьба оперы неразрывно связана с Московским камерным музыкальным театром Бориса Покровского. Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится.

В столицу спектакль привезли в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» – и в конце октября история про Варвару Васильевну была представлена в версии Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Остроумный шедевр давно не ставили в Москве, в том числе и поэтому питерский спектакль вызвал большой ажиотаж.

В Петербурге на премьере постановки в 2014 году присутствовали сам автор Родион Щедрин и Майя Плисецкая (ей была посвящена опера). Супруги единодушно назвали эту постановку лучшей из всех. Почему? «Здесь поставили про любовь, – объяснял Родион Константинович в одном из интервью, – а раньше ставили про »не только любовь», поэтому мало что получалось».

Режиссёр Юрий Александров, комментируя спектакль, неоднократно заявлял о своём стремлении на первый план вывести музыку. Но разве она у Щедрина не всегда первостепенна? Тем не менее постановщик действительно убрал многие непонятные для современного слушателя производственные диалоги, очистил оперу от неудачных ходов малоталантливого либреттиста Василия Катаняна, которого в этот раз даже в программку не вписали. К тому же действия назвали картинами, поэтому их количество от авторских трёх сократилось до двух.

«Санктъ-Петербургъ Опера»: «Не только любовь»Действительно, именно музыка спасала, но не оправдывала скучные и наивные мизансцены, отсутствие логики и ясности в рисунках актёрских ролей. Надо признать, перед музыкантами стояла сложнейшая задача: опера соединяет и противопоставляет две линии: бравурный праздник и трагическую любовь. К тому же эти линии ещё и жёстко разведены по действиям, после антракта уже нет задорных танцев и разудалых частушек, и заканчивается опера многозначной разомкнутой сценой.

Центральная героиня оперы – Варвара Васильевна. Она влюбляется в приехавшего из города Володю Гаврилова, но считает, что как председатель колхоза не имеет права на проявление сердечных чувств. Тем более у Володи есть невеста Наташа.

Исполнительница партии Варвары Лариса Поминова выполнила все формальные требования, ответственно отработала спектакль, но многогранный образ героини, похожей сразу и на Кармен, и на Татьяну Ларину, и на Любашу, и даже на Нонну Мордюкову (в кинофильме «Простая история») и Екатерину Фурцеву (министра культуры СССР), передать не удалось. Весьма рыхло артистка прозвучала в первой картине, когда унимала драку и влюбилась в Володю. Была более органична в неожиданном для всех и для себя самой участии в художественной самодеятельности, удачно выстроив трансформацию образа от неприступного начальника до звезды сельского клуба. И совсем неудовлетворительным в актёрском плане стал финал, где трагические сцены смятения, к сожалению, выглядели комично.

Скованность и плохая пластика были свойственны почти всем участникам постановки. Хотя это можно объяснить, например, стилизацией или желанием передать именно такие черты советского народа.

Одноплановую партию Наташи, невесты Володи, спела Евгения Кравченко. Образ простой и непритязательной девушки, беспечно влюблённой в чудаковатого парня, показался убедительным. Горе, постигшее Наташу, чувствующую предательство, певица достаточно правдиво передала в песне из третьей картины.

Володя Гаврилов – «балаболка душистая», жертва любви Варвары. Он имеет только неприличное нахальство и «городскую» спесь. Владислав Мазанкин (Володя) эффектно изобразил приезд своего героя в деревню, был идеально глуп и нерасторопен при знакомстве с Варварой. Снискал шквал аплодисментов в издевательской «Песне про ёлочку» («В лесу родилась ёлочка, в лесу она жила, потом влюбилась в мальчика и в город с ним ушла»). По совету разведёнки Катерины (в блистательном исполнении Натальи Кочубей) Володя пригласил на танец Варвару Васильевну. Образу посчастливилось не рассыпаться и в сложном финале с перипетией чувств. Пел Владислав, соответствуя своему образу: академическим голосом старался как бы подражать фольклорному звукоизвлечению и, самое главное, при этом не опустился до плохой эстрады.

«Санктъ-Петербургъ Опера»: «Не только любовь»Самый «живой» момент спектакля – «художественная самодеятельность» во второй картине. Масштабная хоровая сцена строится по сюитному принципу: череда быстрых танцев (в том числе знаменитой кадрили) сменяется частушками про любовь с рефреном: «А мы частушек много знаем, знаем тыщи полторы-ы-ы, а мы их сами сочиняем, сами композиторы-ы-ы». К сожалению, ярким действо не стало, исполнение артистов хора выглядело несколько стеснительным, лишь только вышеупомянутая разведёнка Катерина своим шармом вытягивала ситуацию.

Потрясающе звучал оркестр под управлением Максима Валькова, музыкальный план во многих случаях был на высоте. Одна из сложностей в партитуре заключается в необходимости подражать народным инструментам. Музыканты мастерски справились с этой и многими другими задачами, играли собранно, подчеркивали детали, сохраняли нужный баланс.

К наиболее удачным моментам режиссёрской работы относится проработка центрального символа, которым являлся дождь, искусно сымитированный Щедриным трёхголосной двойной фугой. С дождя начинается действие: он мешает полевым работам и способствует безделью колхозных мужиков. Совсем в иной трактовке дождь предстаёт в финальной сцене: Варвара, оставшись одна, с восторгом подставляет руки дождю, веря, что тот смоет с неё боль и горе.

Опере «Не только любовь» уже пятьдесят пять лет. Но вот что получается: все предыдущие версии были далеки от совершенства, и даже постановку сегодняшнего дня назвать абсолютной удачей нельзя. Несмотря на одобрение автора…

С первого взгляда, незамысловатый сюжет настолько гениально утончён и углублён музыкой Родиона Щедрина, что найти единственно верное решение крайне трудно. Вечная тема любви делает «Не только любовь» творением на все времена, а золотая середина в этом вопросе, я уверен, когда-нибудь обязательно будет достигнута.

 

Фото предоставлены пресс-службой Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского