Создав более трех десятков опер, прославивших его, Джоаккино Россини навсегда оставляет этот жанр в 1829 г. Последним его оперным шедевром стал «Вильгельм Телль», после которого композитор не написал более ни одной оперы. Это не означало, что он полностью прекратил композиторскую деятельность, но внимание его теперь привлекают совсем иные жанры, и наиболее значительные творения Россини, созданные в этот период, лежат в области духовной музыки. Последним из них стала «Маленькая торжественная месса».
О том, с какими смешанными чувствами работал композитор над этим духовным произведением, свидетельствует запись на последней странице партитуры. Слова эти обращены к Богу, который – по мнению Россини – хорошо знает, что сотворил его для оперы-buffa. Композитор сомневается, что же сотворил теперь он сам – «священную музыку или дьявольскую?» Пожалуй, Россини преувеличивает – его славу составили не только «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире» и «Золушка», но и «Семирамида», и героический «Вильгельм Телль», создал он и оперу на библейский сюжет – «Моисей в Египте», самым впечатляющим номером которой стала молитва «С небесного престола» – и это свидетельствует о том, что духовная тематика и прежде не была чужда композитору. Когда же в Париже он познакомился с Луи Нидермайером – композитором, возглавлявшим Институт церковной музыки – эта область музыкального искусства стала особенно интересовать его. Но у оперы свои законы, и не всегда они применимы в произведении литургическом, чем объяснялись сомнения Россини.
Композитор задумывал мессу для исполнения в собственном загородном доме в Пасси, пригороде Парижа. В этом доме, стены которого украшали портреты великих композиторов, Россини проводил весной и летом «музыкальные субботы», устраивавшиеся в другие месяцы в столице. В ознаменование начала сезона на воротах вывешивалась лира. Состав исполнителей предполагался весьма скромный – автор считал, что достаточно будет восьми хористов и четырех солистов – сопрано, контральто, тенора и баритона, причем солисты, когда не исполняют соло, должны были участвовать в хоровом пении. Число этих «двенадцати херувимов» Россини сопоставлял с количеством святых апостолов. Композитор иронизировал, что если на Тайной вечере Христа присутствовал апостол, взявший «фальшивую ноту», то на «завтраке» Россини Иуды не будет – «ученики будут петь верно и с любовью».
Скромным был не только состав хора и солистов, но и инструментовка – оркестра не предполагалось, только два фортепиано и фисгармония. В таком виде Маленькая торжественная месса прозвучала в 1864 г. – не в доме Россини, а в домашней часовне графа Пийе-Виль. Официально месса посвящалась супруге этого аристократа, но вряд ли было случайным совпадение премьеры с годовщиной смерти Нидермайера (примечательно, что Россини процитировал в своем сочинении фрагмент из его мессы). Хористов было не восемь, а пятнадцать. Среди избранной публики присутствовали Обер, Тома и Мейербер. Последний был так восхищен, что пожелал Россини прожить еще сто лет, чтобы сотворить множество шедевров, сам же выразил желание прожить столько же и все это великолепие услышать.
Впоследствии с творением Россини познакомилась и широкая публика, которая была не столь единодушна в оценках. Так, Наполеон III заявил, что месса Россини не мала, не торжественна и даже «не слишком месса». Возможно, этого политического деятеля нельзя назвать тонким знатоком музыки, но в данном случае он в чем-то был прав: мессу Россини действительно нельзя было использовать для богослужений, поскольку в ее исполнении участвуют женщины, а католическая церковь в то время запрещала это. Но еще в большей степени отдаляют мессу от литургических традиций ансамблевые номера и арии, весьма напоминающие оперные фрагменты. Например, теноровая ария Domine Deus являет собою типичный образец героической арии. Меланхоличный дуэт женских голосов Qui tollis поражает широтой и выразительностью кантиленной мелодии, но инструментальное сопровождение его удивительно просто. И даже самый трагический момент мессы – Crucifixus – решен композитором в духе лирической арии. Завершается месса не грандиозным хоровым номером, как можно было бы ожидать, а трепетной арией контральто с хором Agnus Dei. В мессу включен весьма необычный номер – инструментальный эпизод, который композитор назвал «Религиозной прелюдией», и помещен он не в начале или конце, а после десятого номера. Ближе к традициям музыкального воплощения мессы стоят хоровые номера – в частности, двойные фуги Qum Sancto spiritu и Amen.
Создавая мессу для камерного состава, Россини предполагал, что в будущем ее пожелают оркестровать. Он опасался, что кто-то из современных композиторов – например, Гектор Берлиоз – сделает это в соответствии с новыми музыкальными вкусами, которых Россини не принимал, поэтому он написал собственный оркестровый вариант. В таком виде Маленькая торжественная месса была впервые исполнена в Париже в 1869 г., когда автора уже не было в живых. В настоящее время исполняются обе редакции мессы.
Музыкальные Сезоны
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев