ЭлектраНе так-то просто найти оперу, в которой нет любовной лирики. Даже если история любви не является главным «стержнем» сюжета, она, как правило, присутствует в той или иной степени, привлекая внимание зрителя и трогая его сердце. К числу немногих исключений принадлежит опера Рихарда Штрауса «Электра». Не любовь привлекла внимание композитора, а ненависть и жажда мести.

Рихард Штраус создал «Электру» в 1908 г. – через четыре года после завершения «Саломеи», и между этими двумя произведениями немало общего. Обе оперы представляют собою одноактные симфонизированные «музыкальные драмы», с декламационными, почти лишенными напевности вокальными партиями, обе основаны на древних сюжетах. Но главное, глубинное их сходство заключается в другом: в обоих случаях сюжет становился поводом для изображения темных страстей.

С «Электры» началось сотрудничество Штрауса с Гуго фон Гофмансталем. За пять лет до описываемых событий он получил предложение написать балет «Триумф времени» на либретто этого драматурга, но тогда предложенный сюжет не показался ему интересным, теперь же внимание композитора привлекла трагедия «Электра», основанная на одноименном произведении Софокла. Электра – дочь Агамемнона и Клитемнестры – после убийства отца его двоюродным братом Эгистом по наущению Клитемнестры – спасает своего малолетнего брата Ореста, которого мать тоже хотела убить. Мальчик растет при дворе царя Строфия, Электра же остается в родительском доме. Мать ненавидит ее и за спасение брата, и за скорбь по отцу, которой девушка не может скрыть. Через несколько лет повзрослевший Орест возвращается. Электра подстрекает нерешительного юношу к осуществлению мести, и он убивает Эгиста и Клитемнестру. Но если для Софокла главной составляющей трагедии был этический пафос событий, то у Гофмансталя на первый план выдвигается ненависть, и чувство это обострено до предела. Здесь нет места тому возвышенному образу Эллады, с которым ассоциируется совершенство красоты, торжество разума и гуманистические идеи – Древняя Греция представляется страстной и даже демонической.

Приступая к работе над «Электрой», Штраус ощущал, что по психологическому содержанию она подобна «Саломее» (даже экстатический танец Электры в финале сопоставим с «Танцем семи покрывал»), но оперу, родившуюся в результате, он считал более совершенной, чем «Саломея». Работа над «Электрой» заняла два года.

В опере нет ни хоровых сцен, ни развитых ансамблей. Внимание композитора сосредоточено на сольных партиях – сложнейших, с обостренными интонациями вокальной декламации, лишь в некоторых моментах уступающей место кантилене. В плотной, полифонически насыщенной оркестровой фактуре нередко возникают звукоизобразительные детали (ржание коней, завывание ветра, удары меча), но главная роль оркестра заключается в подчеркивании душевного состояния героев.

Хотя среди действующих лиц оперы есть и мужчины, основное внимание автора сосредоточено на трех женщинах. Конфликт разворачивается между двумя драматическими сопрано – жаждущей справедливости Электрой и циничной, порочной Клитемнестрой. Черты обеих женщин оттеняет образ кроткой Хрисотемиды – другой дочери Агамемнона и Клитемнестры. В отличие от своей мстительной сестры, она смирилась со своим унизительным положением и мечтает о супружеском счастье.

Музыкальный язык «Электры» кажется еще более сложным и напряженным, чем в «Саломее»: политональные наложения, переченья, множество диссонансов, одновременное звучание аккордов, находящихся в тритоновом соотношении. Подобных жесткостей особенно много в повествовании Клитемнестры о ее ночных кошмарах, а темы, характеризующие Электру, построены на резких скачках. Но нельзя сказать, что в опере совсем нет светлых страниц – распевные фразы, ясные тональности преобладают в партии Хрисотемиды, появляются они и в партии Электры, когда она с любовью вспоминает об отце или радуется возвращению брата (встреча с Орестом – одна из наиболее проникновенных сцен в «Электре»). В таких моментах возникают даже намеки на интонации венского вальса, который позднее пышным цветом расцветет в «Кавалере розы».

Премьера «Электры» в Дрездене, состоявшаяся в 1909 г., стала в глазах современников «сенсацией № 2» (под «сенсацией № 1» подразумевалась премьера «Саломеи»). Квинтэссенцией мнения большинства слушателей стало суждение одного из музыкальных критиков: «Эта опера смердит». Однако в целом опера имела больший успех, чем «Саломея».

«Электра» стала первой оперой Рихарда Штрауса, поставленной в России, произошло это в 1913 г. Но со стороны российской публики она не встретила особого сочувствия – после премьеры, состоявшейся в Мариинском театре, «Электра» выдержала всего лишь три представления. Подлинное признание пришло к ней позднее, и ныне «Электра» наряду с «Саломеей» и «Кавалером розы» принадлежит к числу самых популярных опер Рихарда Штрауса.

Все права защищены. Копирование запрещено