1890-х годов был для Николая Андреевича Римского-Корсакова временем удивительно плодотворным. Композитор, уже успевший завоевать признание публики, проявивший себя и в педагогической ипостаси (он являлся профессором Петербургской консерватории), не останавливается на достигнутом. Он ищет новые горизонты, и если прежде он создавал масштабные оперные полотна, то теперь Римский-Корсаков обращается к камерно-инструментальным жанрам, и даже оперу создает камерную – «Моцарт и Сальери», относительно которой даже сомневался, не будет ли она лучше звучать под фортепиано, чем под оркестр.
Тяготение к камерности даже в таком жанре, как опера, согласуется с возросшим интересом композитора к жанру романса. Если прежде он, как отмечал Цезарь Кюи, особой склонности к этой области музыкального творчества не питал, то в 90-х гг. XIX столетия Римский-Корсаков создает множество романсов, отличающихся по стилю от тех вокальных миниатюр, которые он создавал прежде. Одним из первых образцов нового вокального стиля, найденного композитором, становится его первый вокальный цикл, получивший заглавие «Весной».
Цикл содержит четыре романса, которые не составляют какого-либо единого сюжета, их объединяет лишь общий «весенний» эмоциональный настрой. Более того, стихи, положенные Римским-Корсаковым на музыку в этом вокальном цикле, принадлежат перу двух различных поэтов. Для одного романса композитор использовал стихи Афанасия Фета, для трех – Алексея Толстого. Последний имел для автора особое значение – именно к его стихам обратился Николай Андреевич после того, как по его словам, «давно не сочинял романсов». Теперь же он почувствовал, что работает над вокальными миниатюрами совершенно не так, как прежде: если раньше «исходной точкой» становилась гармония, то теперь композитор ставит во главу угла мелодию и сочиняет ее в первую очередь, лишь скупо поначалу намечая гармонию. Именно такую мелодию, тонко следующую за всеми нюансами текста, Римский-Корсаков считает подлинно вокальной, фортепианное же сопровождение создается позже.
Первый романс на стихи Алексея Толстого – «Звонче жаворонка пенье» – начинается стремительным, словно «захлебывающимся» в восторженном чувстве фортепианным вступлением. Его мелодическая линия «взлетает» все выше, чтобы разрешиться вступлением голоса на высокой ноте. Заданный в инструментальном вступлении «волнующийся» триольный ритм сохраняется на протяжении всего романса. Его гибкая мелодия, исполненная восторженного чувства, радости жизни, поется словно на одном дыхании.
Если первый номер цикла – единый образ, то второй романс – «Не ветер, вея с высоты», тоже написанный на стихи Алексея Толстого – представляется в большей степени многоплановым. Он более сложен и по форме: куплетная в первом романсе, трехчастная с контрастной серединой во втором. Прекраснейшая лирическая мелодия спокойно струится на фоне фортепианного сопровождения – легко колышущегося, но одновременно плотного, создающего ощущение глубины. В средней части («Житейский вихрь ее терзал…») мажорный лад сменяется минорным. Меняется и фактура сопровождения – в ней появляются «тяжелые» аккорды. В вокальной мелодии возникает речитация на одном звуке, сменяющаяся широкими скачками. Светлое настроение первого раздела возвращается в репризе. Последняя фраза вокальной мелодии повторяется в инструментальном заключении – фортепиано словно «договаривает» за солиста. Этот романс композитор посвятил певице Александре Карловне Рунге.
Для следующего романса вокального цикла «Весной» Римский-Корсаков выбрал стихотворение Афанасия Фета. Спокойная лиричность мелодии, широко распеваемой на фоне легко струящихся, словно исполняемых на арфе гармонических фигураций, роднит этот романс с предыдущим, равно как и отклонение в минор. Впрочем, последнее здесь выглядит не контрастом, а своеобразной «игрой света и тени» – безмятежного счастья оно не нарушает.
Последний романс – вновь стихотворение Алексея Толстого: «То было раннею весной». Из всех миниатюр, составляющих вокальный цикл «Весной», судьба этого номера оказалась наименее счастливой. Оказавшись в тени другого музыкального произведения, написанного на тот же текст – одноименного романса Петра Ильича Чайковского, ставшего несравненно более известным, он исполняется гораздо реже, чем три других романса (особенно уступая в этом отношении романсу «Не ветер, вея с высоты»). Между тем, в произведении Римского-Корсакова есть свое особое очарование: в нем нет такого яркого оттенка драматизма, как у Чайковского, но он завораживает своим восторженно-светлым эмоциональным настроем.
Вокальный цикл Римского-Корсакова «Весной» был издан в начале 1898 г. Он крайне редко исполняется целиком – как правило, со сцены звучат отдельные романсы.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев