Сергей Васильевич Рахманинов. Вариации на тему КореллиВариации на тему Корелли относятся к позднему периоду творчества Сергея Васильевича Рахманинова – они написаны летом 1931 г. Это произведение стало последним творением композитора, предназначенным для фортепиано соло, и одновременно вторым фортепианным вариационным циклом (третьим стала Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, созданная в 1934 г.). От предыдущего подобного произведения – Вариаций на тему Шопена – оно отделено почти тремя десятилетиями, но судьба двух рахманиновских вариационных циклов оказалась различной. Вариации на тему Шопена после первого авторского исполнения в Москве не пользовались особой любовью пианистов, их не исполняли в течение семидесяти лет (многие даже склонны были считать их неудачей композитора). Вариации на тему Корелли при жизни создателя тоже не исполнял ни один пианист кроме самого Рахманинова (при первом исполнении, состоявшемся в Монреале в октябре 1931 г., произведение особого успеха не имело), однако впоследствии Вариации приобрели значительную популярность – их исполняли и записывали многие пианисты.

Примечательно, что при создании вариаций на темы других авторов Рахманинов всегда обращался к творчеству тех композиторов, которые прославились еще и как исполнители: виртуоз-пианист Фредерик Шопен, великий скрипач Никколо Паганини. Выдающимся скрипачом своей эпохи был и Арканджело Корелли, а посвящено Фрицу Крейслеру. Этот знаменитый скрипач – современник Рахманинова – создал собственную транскрипцию «Фолии» Корелли. На этой же теме основаны Вариации Рахманинова.

Тема, избранная композитором для вариационного цикла, не была сочинена самим Арканджело Корелли. Эта мелодия – трехдольная песня-танец португальского происхождения – являет собой одну из самых ранних известных тем в европейской музыке. Самая ранняя ее обработка принадлежит испанскому композитору эпохи Возрождения Хуану дель Энсине, впоследствии к ней обращались многие композиторы, включая Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Джованни Баттиста Перголези, Луиджи Керубини. Иоганн Себастьян Бах использовал ее в «Крестьянской кантате», а Ференц Лист – в «Испанской рапсодии». Впрочем, по свидетельству дирижера и музыковеда Иосифа Самуиловича Яссера, Рахманинов утверждал, что на момент создания Вариаций ему не было известно о подробностях существования этой темы до Корелли.

Арканджело Корелли использовал «Фолию» в Двенадцатой сонате для скрипки, создав на ее основе цикл из двадцати трех вариаций. В интерпретации Рахманинова она выглядит символом не только и даже не столько творчества итальянского композитора-скрипача, сколько эпохи барокко в целом, ушедшего времени – не случайно в изложении темы исследователи усматривали «прекрасную безжизненность гербария». Это выражается и в строгой хоральной фактуре, и в скромности динамики, не выходящей за пределы mf. Мотив роковой неумолимости выражен не только в трактовке темы, но и в появлении в ряде вариаций интонаций другой «вечной» музыкальной темы – Dies irae. Начиная с Вариаций на тему Корелли, Рахманинов использовал ее не раз.

Примечательно, что в «Фолии» Корелли музыковеды усматривают некоторые черты сонатности. То же самое можно сказать и о Вариациях Рахманинова. В цикле, состоящем из двадцати вариаций, можно выделить три раздела, придающие произведению некоторое сходство с сонатным циклом. Четырнадцатая и пятнадцатая вариации своей светлой лиричностью контрастируют предыдущим тринадцати, их можно уподобить медленной части сонаты, которая становится в цикле средоточием лирики. Последующие пять вариаций подобны драматическому финалу. Именно здесь возникают элементы темы Dies irae, звучащие в «колокольных» интонациях.

В Вариациях на тему Корелли Рахманинов сочетает черты строгих вариаций и свободных. Практически все вариации сохраняют в своей структуре повторность, завершаются полной совершенной каденцией, оба предложения в них начинаются с тонической гармонии. Однако в ряде вариаций присутствует переменность размера. На границах некоторых из них – девятой и десятой, шестнадцатой и семнадцатой, девятнадцатой и двадцатой – возникают каденции.

Весьма важную роль в драматургии вариационного цикла играет использование различных регистров. Фактура темы сосредоточена в среднем регистре. В дальнейшем диапазон постепенно расширяется, регистры используются в разных сочетаниях – и, наконец, в заключительной вариации и коде задействуются все регистры.

Примечательно завершение Вариаций – здесь нет «эффектной точки», к которой приводят бурные пассажи, в финале произведения композитор возвращается к скромной фактуре, к хоральности, звучащей столь печально и обреченно. Такое завершение идеально соответствует общему трагическому тону Вариаций на тему Корелли.

 

Все права защищены. Копирование запрещено