Сергей Васильевич Рахманинов «Салонные пьесы»В 1893-1894 гг. Сергей Васильевич Рахманинов создал семь небольших фортепианных произведений, объединенных в цикл под заглавием «Салонные пьесы». Такое наименование указывало на то, что пьесы эти предназначались не только и даже не столько для исполнения на концертной эстраде, сколько для домашнего музицирования.

В целом по глубине содержания и оригинальности музыкального материала этот цикл несколько уступает «Пьесам-фантазиям». Так, четвертый номер цикла – ми-минорная «Мелодия» – перекликается с «Серенадой» из «Пьес-фантазий», но отличается меньшей яркостью. Не обладает особой музыкальной индивидуальностью и ля-минорный Ноктюрн, открывающий цикл. Заключительная пьеса – «Мазурка» (ре-бемоль мажор) следует традициям русских виртуозно-салонных танцев, но фактура ее представляется излишне тяжеловесной. Напевность «Романса» (фа минор) напоминает лирические фортепианные пьесы Петра Ильича Чайковского, собственно рахманиновских особенностей стиля в нем немного.

Однако в цикле имеются и весьма интересные пьесы. Лирического чувства исполнена «Баркарола» (соль минор). Второй номер цикла – ля-мажорный «Вальс» – связан, подобно «Мазурке», с традициями бытового музицирования, но очень изящен и поэтичен. Он перекликается с камерными вальсами Чайковского, например, с пьесой «Святки» из фортепианного цикла «Времена года», а также с Вальсом для фортепиано в шесть рук, который Рахманинов написал в 1890 г. для его дальних родственниц – трех сестер Скалон, с которыми его связывали очень теплые отношения. В обоих вальсах присутствует и подвергается варьированию мечтательный восходящий мелодический ход.

Самой интересной пьесой цикла можно назвать «Юмореску» (соль мажор). Этот жанр Рахманинов трактует так же, как особенно любимые им композиторы – Петр Ильич Чайковский и Эдвард Григ – в духе шуточной танцевальной сцены, но если у Грига речь шла о сельских сценах, то применительно к рахманиновской «Юмореске» можно говорить о сцене салонной. Каждый из разделов открывается энергичной мелодией, за которой в первом разделе следуют разнообразные темы. Первая из них напоминает подвижные танцы из русских опер (в частности, Краковяк из «Жизни за царя»). Отличительной особенностью второй темы становятся синкопированные «притопывания», третья тема строится на стремительном движении. Умиротворенный средний раздел напоминает аналогичный эпизод из «Свадебного для в Трольхаугене» Грига.

В 1940 г. два номера из цикла «Салонные пьесы» – «Мелодия» и «Юмореска» – были переработаны Рахманиновым.

 

Все права защищены. Копирование запрещено