Сергей Васильевич Рахманинов. Этюды-картины Op. 33Через год после Прелюдий Op. 32 – летом 1911 г. – Сергей Васильевич Рахманинов создал девять фортепианных пьес, шесть из которых были изданы под необычным заглавием – Этюды-картины. Еще одна пьеса впоследствии вошла в следующую серию Этюдов-картин, а две были забракованы композитором и при его жизни не издавались.

Определение «этюды» в данном случае можно считать весьма условным – виртуозная фактура ярко выражена только в одной из пьес, Этюде № 3 ми-бемоль минор, а по протяженности они не превосходят рахманиновских прелюдий и даже уступают им. Таким образом, между прелюдиями Рахманинова и его этюдами весьма сложно провести четкую грань – более того, при первом исполнении, состоявшемся в декабре 1911 г. в Санкт-Петербурге, они были названы Прелюдиями-картинами и только при московской премьере переименованы в Этюды-картины.

Почему пьесы названы «картинами»? Такое определение композитор применил и к одному из ранних сочинений – Фантазии для двух фортепиано, подчеркивая ее программность, но в том произведении каждая из частей имела заглавие и даже стихотворный эпиграф, поясняющий образное содержание. У Этюдов-картин никаких программных заголовков нет, однако в 1930 г. в письме к итальянскому композитору Отторино Респиги, работавшему в то время над их оркестровкой, Рахманинов сообщает о конкретных образах, с которыми связано содержание некоторых пьес.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти