В 1842 году, будучи в Париже, Рихард Вагнер прочел пересказ легенды о Лоэнгрине – рыцаре святого Грааля, спасшем брабантскую принцессу и вынужденном покинуть ее. В то время сюжет не показался композитору интересным – его занимала идея создания немецкой оперы, а в этой легенде он «немецкого духа» не увидел. И все же Р. Вагнер вспомнил о ней в 1845 году, поправляя здоровье в Мариенбаде. И хотя врачи не советовали композитору работать, пока он будет лечиться, он предался сочинению со всей страстью. По словам самого Р. Вагнера, он «выскочил из ванны и, наспех одевшись, как безумный кинулся в комнату», чтобы сделать первые наброски, когда его мысленному взору предстал образ рыцаря в доспехах…
Либретто композитор написал сам. Он опирался на различные источники – поэму средневекового немецкого поэта Вольфрама фон Эшенбаха, где вскользь упомянута история Лоэрангрина, сына Парсифаля, и «Брабанта дивной жены», иные рыцарские романы, «Немецкие сказания» братьев Гримм. В число персонажей автор вводит реально существовавшего человека – германского короля Генриха Птицелова, жившего на рубеже IX-X веков, что позволяет отнести действие оперы не к каким-то «легендарным временам рыцарей и прекрасных дам», а к определенной исторической эпохе. Отражено в опере и характерное для раннесредневековой Европы противостояние язычества и христианства. Язычество предстает здесь в мрачном облике – Фрейе и другим древним германским богам поклоняется злодейка Ортруда.
В партитуре оперы «Лоэнгрин» было немало нового – в частности, Р. Вагнер не стал создавать развернутую увертюру, обобщенно излагающую содержание оперы в симфоническом развитии. Вместо этого он предпослал опере сравнительно краткое оркестровое вступление, развивающее одну тему – Лоэнгрина-посла Грааля. Подобные оркестровые вступления предваряют и последующие акты, причем исполнять их надлежало при открытом занавесе.
В опере «Лоэнгрин» Р. Вагнер отказывается от номерной структуры в традиционном понимании: главной «драматической единицей» становится не номер, а развернутая сцена. Номера же возникают по ходу развития таких сцен как монологи или ариозные высказывания персонажей. Такой принцип построения сочетается с чертами эпической драматургии: действие разворачивается медленно, большую роль в опере играет хор. Произведение выстроено симметрично: первый акт и заключительный третий посвящаются в основном раскрытию светлых образов (Лоэнгрин, Эльза), во втором действии на первый план выступают Тельрамунд и Ортруда.
Главным «стержнем» драматургии оперы «Лоэнгрин» становится система лейтмотивов. Их немало – одного только заглавного героя характеризуют шесть лейтмотивов. Один из них – с хоральной фактурой, впервые появляющийся у скрипок в высочайшем регистре – представляет его как посла Грааля (на нем строится вступление к опере и рассказ о твердыне Монсальват в последнем акте), другой связан с чувствами Эльзы к нему, третий возникает в хоровых сценах, передавая восприятие чудесного рыцаря народом, четвертый – фанфарный – рисует Лоэнгрина-рыцаря, пятый и шестой связаны с обращением рыцаря к лебедю.
Особая роль принадлежит холодному и категоричному лейтмотиву запрета, словно «обрекающему» оперу на печальную развязку уже в первом акте – когда, казалось бы, конфликт уже благополучно разрешен: клеветник Тельрамунд побежден, невиновность Эльзы доказана. Лейтмотив этот проявляется на словах Лоэнгрина: «Ты все сомненья бросишь, ты никогда не спросишь, откуда прибыл я и как зовут меня».
Другие же лейтмотивы появляются не в музыкальной речи героев, а в оркестре. Например, в первом акте персонажей оперы убеждает в невиновности Эльзы ее кроткий облик, а слушателя – нежный лейтмотив, сопровождающий ее появление. Взаимоотношения, в которые вступают лейтмотивы, наполняют напряженным действием моменты, когда на сцене ничего не происходит. Так, в начале второго акта публике предстают Тельрамунд и Ортруда, сидящие на ступенях собора – а в это время в оркестре возникает мрачная тема, построенная на «ползущих» хроматизмах в низком регистре: слушателю открываются темные тайники души Ортруды. Постоянно вторгается лейтмотив запрета – у коварной колдуньи возникает план использовать запрет, чтобы разрушить счастье Эльзы.
Р. Вагнер завершил оперу «Лоэнгрин» в 1848 году. Планировалась постановка в Дрездене – но этому помешало Майское восстание, в котором Р. Вагнер принял участие, из-за чего вынужден был покинуть Германию. Лишь в 1850 году стараниями Ф. Листа опера была поставлена в Веймаре. Автор на этом спектакле присутствовать не смог. Узнав, сколько времени длился спектакль, он был недоволен, полагая, что Ф. Лист чрезмерно замедлил все темпы. Лишь одиннадцать лет спустя, когда опера была поставлена в Вене и Р. Вагнер побывал на этом спектакле, он признал правоту Ф. Листа.
Музыкальные сезоны
Пока нет комментариев