Gibel_bogovОпера «Гибель богов» завершает произведение, которое Р. Вагнер считал главным делом своей жизни – тетралогию «Кольцо нибелунга», созданную по мотивам германского эпоса и мифологии. Здесь получает развитие мотив из рассказа Вотана во втором акте оперы «Валькирия»: смертная женщина – Гримгильда, супруга вождя Гибиха – родила ребенка от нибелунга Альбериха. Этот человек, нареченный Хагеном – примерно одних лет с Зигфридом – вырос вместе со своими единоутробными братом и сестрой, детьми Гибиха Гунтером и Гутруной. Теперь он измышляет коварный план, чтобы завладеть кольцом.

Опера «Гибель богов» – самая трагическая часть тетралогии, здесь господствует мрачный колорит. Собственная воля героев – даже богов – уже не способна здесь что-либо изменить, над всем господствует беспощадная судьба, связанная с проклятием. Немногие светлые страницы – сосредоточенные в основном в прологе – связаны с любовью Зигфрида и Брунгильды и с образами природы. Место оперы в тетралогии – завершение – определило и некоторые черты музыкальной драматургии: здесь подводится итог развитию многих лейтмотивов.

Пролог оперы начинается с мистической сцены пророчества норн – богинь судьбы, которые предрекают гибель богов. Этому мрачному моменту контрастирует симфонический эпизод, живописующий восход солнца, который приводит к развернутому дуэту Зигфрида и Брунгильды. Эта сцена, выдержанная в светлых тонах, на какое-то время заставляет забывать о страшном пророчестве норн, как и следующее за нею «Путешествие Зигфрида по Рейну». В этой симфонической картине возвращаются многие важные лейтмотивы, присутствовавшие в предыдущих частях тетралогии. Начинается она с лейтмотива судьбы, но это предчувствие трагической развязки сменяется «рогом Зигфрида» у валторны, а затем лейтмотивом любви, оркестровка которого несколько напоминает дуэт двух голосов – женского и мужского (сначала – кларнет и солирующий альт, затем – скрипки и виолончели). Варьирование тем, насыщенное звукоизобразительными моментами, сменяется совсем иными лейтмотивами, вторжение которых не сулит ничего хорошего героям оперы: лейтмотивов кольца, гибели мира и первопричины всех бед – золота. В последних тактах симфонической картины вновь звучат элементы темы любви.

В первом акте колорит становится все более мрачным. В первой картине этому в особенности способствует лейтмотив проклятия, во второй – скорбный монолог валькирии Вальтрауты, рассказывающей Брунгильде о близящейся гибели богов.

Драматическое напряжение нарастает во втором действии, построенном на сопоставлении контрастов. За сумрачной сценой Хагена и Альбериха следует просветленная сцена Зигфрида и Гутруны. В сцене свадьбы между тремя проведениями жизнерадостной мелодии возникают ансамбли – суровая клятва на копье и терцет мести, демонстрирующий, что счастливых людей на этой свадьбе нет: Брунгильда страдает от сознания, что Зигфрид покинул ее, Гунтер – от стыда, и только Хаген исполнен решимости довести до конца свой коварный план.

Начало третьего акта своим просветленным колоритом заставляет вспомнить первую сцену оперы «Золото Рейна»: вновь возникает картина Рейна, звучит терцет его дочерей-русалок. В монологе Зигфрида, повествующем о детстве героя, возвращаются различные темы: ритм ковки меча, отголоски «шелеста леса». Развитию образа главного героя подводит завершающий первую картину симфонический эпизод – Траурный марш на смерть Зигфрида. Здесь в сжатой форме представляется вся предшествующая история: появляются лейтмотивы любви Зигмунда и Зиглинды, Зигфрида-героя, меча Нотунга, любви Брунгильды.

Во второй картине третьего действия главная роль принадлежит Брунгильде, ее развернутый монолог выдержан в духе торжественной декламации. Следующий за ним эпизод живописует погребальный костер Зигфрида – пламя его достигает небес, в нем гибнет Вальгалла: сбывается пророчество о гибели богов. Но завершается эта мрачная опера на неожиданно оптимистической ноте: вновь русалки резвятся в спокойных волнах Рейна, вернувшегося в свои берега, возвращается тема, связанная с пророчеством о рождении Зигфрида – обновленному миру, освободившемуся от пагубной власти золота, богатства, дается надежда на лучшее будущее… Несмотря на то, что Р. Вагнер основывал свое произведение на легендах и мифах, зародившихся в языческие времена, идея тетралогии оказывается скорее христианской, чем языческой: герой должен был умереть, чтобы одержать победу (впрочем, для романтического героя это даже типично).

Оперу «Гибель богов», венчающую тетралогию «Кольцо нибелунга», Р. Вагнер завершил в 1874 году. Двумя годами позже – на первом Байрёйтском фестивале – тетралогия впервые была представлена публике целиком. «Гибель богов», как и «Зигфрид», до этого не ставилась.

 

 

Музыкальные сезоны