Промсы идут своим чередом, вот уже и 500 концерт отыграли. Роял Алберт холл стал почти привычным местом обитания

Композитор Керри Эндрю присоединяется к актеру Рори Киннеру на сцене, так как Детский хор настроен исполнить мировую премьеру своей новой работы. Фото: BBC / Pete Dadds

Вкратце пробегусь (если получится) по нескольким концертам и очень хочу поподробнее остановиться на детском представлении. По уже сложившейся традиции, я ежегодно посещаю детское дневное представление в обязательном порядке. В этом году сидела слева и увидала нечто потрясающее… Я не о подвижных фигурах, которые вы увидите на фото, и не о нескольких экранах, на которых транслировалось всё происходящее крупным планом, а об интерпретаторе — сурдопереводчике. Всё левое крыло было отдано детям с полностью или частично потерянным слухом. Всем равные возможности – в действии. Дама в возрасте, с явно выраженными актерскими способностями и немалым энтузиазмом, делала свою нелегкую работу – объясняла музыку жестами. И у нее великолепно всё получалось!

Понравилась общеобразовательная составляющая концерта, как аккуратно и красиво сам сэр Генри Вуд (актер в костюме того времени) рассказывая о флейте, подвел к моцартовской «Волшебной»…

Кэтрин Льюк выступает в роли Царицы Ночи BBC Proms. Фото: BBC / Pete Dadds

Приятные спецэффекты, выразительные руки дирижера и замечательно подобранный репертуар для детей завораживали зал. Ученица Владимира Ашкенази, худенькая, стройная Джессика Коттис, с немеренным задором и выплескивающей через край энергией дирижировала оркестром. Без палочки, исключительно руками, но казалось, что у нее их не две, а по меньшей мере шесть, так интенсивно и быстро летали ее руки.

И вот настал черед «Картинок с выставки» Мусоргского в оркестровке М.Равеля. Куда же без них на детском представлении? Внятно объяснив, кто такой Мусоргский, что как и почему Равель, Эмма с Дэном – еще два персонажа, поясняющие для маленьких слушателей происходящее на сцене – вышли с подвижной рамкой и стали ее переставлять в соответствии с будущей музыкой.

Кукольный гном, вдохновленный картинами Мусоргского на выставке. Фото: BBC / Pete Dadds

И снова объяснение следующего композитора: Лили Буланже, родившаяся 21 августа 1893 года в городе Париже. Росла в музыкальной семье: отец — композитор, преподаватель вокала в Парижской консерватории. Мать — певица Раиса Мышецкая, родилась в Санкт-Петербурге. Лили научилась читать ноты в шесть лет, раньше, чем буквы – как написано и в программке, и в Википедии. Лили Буланже безвременно умерла в 24 года от туберкулёза кишечника. Когда, прикованная к постели болезнью, она не могла вставать, то писала музыку, вспоминая свои детские прогулки на свежем воздухе. И музыка замечательная, светлая и прозрачная, нисколько не грустная и не обремененная болезнью и связанными с нею тяготами, которые выпали на долю этой юной и воистину гениальной девушки. Ее произведения исполняют и записывают оркестры всего мира. В тот вечер была сыграна D’un matin de printemps.

А потом сэр Генри Вуд согнал Джессику с пьедестала и, взяв дирижерскую палочку, представил детской аудитории группы инструментов в оркестре. Попутно объясняя назначение инструментов и издаваемые ими звуки.

Актер Рори Киннер в роли сэра Генри Вуда. Фото: BBC / Pete Dadds

И злая волшебница – опять-таки, куда без нее? –  присутствовала на экране со своими замечаниями и стараниями помешать.

И тут, показав, чего можно достичь, занимаясь музыкой, на сцену вышел Линкольнширский детский оркестр. В столь юном возрасте удостоиться чести выступить в РАХ – дорогого стоит. И они с честью выдержали испытание, сыграв «Лица Брахмы». Оркестр подыгрывал ребятам, поддерживая их фоном, но очень чутко, под руководством неутомимой Джессики. Запомнился ударник: вот самозабвенный мальчик!

И снова нам рассказывают, в этот раз об индийской музыке. О языке музыки, которым разговаривает ситар. И оркестр запел (!) речитативом, не прерывая исполнения.

Образовательные кусочки были недолгими, чтобы не утомлять слушателей, но очень информативными.

Ситарист Гаурав Мазумдар исполнил отрывок из Симфонии-Финала Рави Шанкара. На перерыв нас отправила Царица ночи, но никого это не испугало.

Ситарист Гаурав Мазумдар исполняет отрывок из Симфонии-Финала Рави Шанкара: Финал: Банджара с Королевским филармоническим оркестром с дирижером Джессикой Коттис. Фото: BBC / Pete Dadds

Потом было еще много всего необычного и очень приятного для восприятия на слух: Антонио Вивальди с его «Глорией» и аранжированной Генри Вудом Британской фантазией; Керри Эндрю: No Place Like – выдержка (Ten Pieces Prom). Об этом концерте хочется писать не останавливаясь, настолько он понравился креативностью, заботой о детях и вниманием к ним.

Но пора остановиться. В следующей статье о вечерних Промсах, как обещала в начале.

 

Все права защищены. Копирование запрещено