Сергей Сергеевич Прокофьев. Вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой»В годы Первой мировой войны Сергей Сергеевич Прокофьев немало гастролировал по России, но был лишен возможности посещать Европу. Между тем, его там уже знали и в качестве виртуоза-исполнителя, и как автора музыки балетов, поставленных труппой Сергея Дягилева. Он уже создал две разноплановые оперы – романтически-экспрессивную «Маддалену» и лирико-психологического «Игрока». Смелые эксперименты в области музыкального языка прославили Прокофьева как «музыкального хулигана», и какая область музыки ассоциируется с именем молодого композитора в последнюю очередь – так это лирика. Такое положение дел уязвляет его – ведь к лирике он способен, и блестящим тому доказательством становится вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой».

Подобно самому Сергею Прокофьеву, Анна Ахматова находилась в те годы в начале своего творческого пути. Она успела издать два сборника – «Вечер» в 1912 г. и «Четки» в 1914. Десятилетия спустя поэтесса назовет эти произведения «бедными стихами пустейшей девочки» и будет возмущаться тем, что они многократно переиздаются, а популярность стихотворения «Сероглазый король» она даже будет сравнивать с цитатой «Муля, не нервируй меня!», которая «приклеилась» к образу актрисы Фаины Раневской… Что ж, самокритичность всегда была спутницей гениальности! Так или иначе, любителям поэзии эти стихи не показались (и не кажутся до сих пор) ни «бедными», ни «пустейшими». Оценил их свежую красоту, их искренность и Сергей Прокофьев. Для своего вокального цикла он выбрал пять произведений: четыре из сборника «Четки» и одно – из «Вечера».

Работая с поэтическим текстом, Сергей Прокофьев стремился к предельной психологической детализации, к учету всех особенностей стихотворного слова. Большое значение имело для него чтение вслух – и в актерской манере, выявляющей смысловые и логические акценты, и в поэтической, выявляющей метроритмическую структуру стиха.

Стихотворения Анны Ахматовой не связаны какой-либо сюжетной линией, тем не менее, произведение Прокофьева – это не сборник романсов, а именно вокальный цикл. Первые четыре номера складываются в историю любви, которая поначалу представляется счастливой, но в конечном итоге приходит к печальному финалу. Последний номер – «Сероглазый король» – вновь излагает историю трагической любви, но выглядит более умиротворенно и потому воспринимается как своеобразный эпилог. Драматургия цикла находит выражение даже в темпах романсов: от быстрого к медленному, от счастья к печали. Первый из них, повествующий о пробуждении ото сна, имеет быстрый темп (Allegro giocoso), второй – о зарождении любви – Andantino, два последующих – о сомнениях и предчувствии трагической развязки – Andante, и наконец, заключительный номер, в котором гибель возлюбленного героини символизирует смерть любви – Adagio.

Первый романс – «Солнце комнату наполнило» – пронизан светом и ощущением счастья. Прозрачная и подвижная фактура инструментальной партии напоминает игру солнечных бликов. На этом фоне широко разливается вокальная мелодия, большую роль в которой играют кварты и квинты с их кристальной чистотой. В кульминации это упоение радостью жизни достигает предела.

Лаконичен, но предельно выразителен второй романс – «Настоящую нежность…». Он слагается из двух контрастных разделов. Первый из них безмятежен и светел, второй отличается большей возбужденностью: в душу героини впервые закрадываются сомнения. Этот контраст подчеркнут изменением темпа (Poco piu mosso). Примечательно, что центральные в смысловом отношении слова в обоих романсах – «праздник твой» в первом и «первой любви» во втором – приходятся на один и тот же тон: фа-диез. Это одно из проявлений цельности вокального цикла.

Поэтической основой третьего номера – «Память о солнце…» – стало одно из наиболее ранних произведений Анны Ахматовой. Здесь получает развитие мотив, намеченный в предыдущем романсе – терзающие героиню сомнения в искренности чувств любимого. Здесь передана целая гамма чувств: надежда, разочарование, стон женской души. Печально-созерцательным и кантиленным крайним разделам романса контрастирует средний – декламационный, с диссонирующими созвучиями и синкопами в фортепианной партии.

Кульминацией цикла становится номер четвертый – «Здравствуй!», его высшей точкой вновь становится фа-диез, а самый трагедийный момент передается обыгрыванием повышенной шестой ступени.

Для заключительного номера – «Сероглазый король» – композитор тоже выбрал один из ранних поэтических опытов поэтессы. В его сквозном развитии выделяется ряд эпизодов, каждый из которых обрамляется вступлением и заключением. Особенность этого романса – кульминация лирическая, тихая (dolcissimo), приходящаяся на слова «В серые глазки ее погляжу». Широкая мелодия этого эпизода сменяется безнадежным в своей монотонности речитативом.

Цикл «Пять стихотворений Ахматовой» стал высшим достижением Сергея Прокофьева в области вокальной лирики в ранний период.

 

Музыкальные Сезоны