С.С.Прокофьев. Балет Сказка про шутаПодобно И.Ф.Стравинскому, Сергей Сергеевич Прокофьев начинал свое творчество в балетном жанре с сотрудничества с С.Дягилевым, вот только начало оказалось сложным. Первый балет, заказанный композитору этим известным импресарио в 1914 г.– «Ала и Лоллий» – развивал тему скифского язычества, но музыкальный язык С.С.Прокофьева даже С.Дягилеву показался чрезмерно смелым – настолько, что постановка балета так и не состоялась, а из музыки, созданной для него была составлена сюита.

Но вот по прошествии года С.Дягилев вновь заводит речь о создании балета и теперь предлагает С.С.Прокофьеву сюжет иного плана, позаимствованный из собрания народных русских сказок Пермской губернии. С.Прокофьев и С.Дягилев выбрали две сказки, из мотивов которых составлен был сюжет балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Шут в данном контексте – не забавник при дворе, так называют в пермских сказках плутоватого мужика – этакого «Тиля Уленшпигеля на русский лад», ловко обманывающего и купца, и барина, и попа – впрочем, последние два персонажа были исключены: антифеодального или антиклерикального пафоса от балета не требовалось. Необходимо было создать действо в «скоморошьем» стиле – с полупристойным сюжетом, комедийными потасовками, переодеваниями и несерьезным представлением смерти. Главное, чего требовал С.Дягилев от композитора – русского характера музыки, выражая сожаление, что «в гнилом Петербурге разучились сочинять по-русски».

Описывая свою работу над «Сказкой про шута», С.С.Прокофьев вспоминал, что сочинял он «пассажи, мелкие темки и закорючки», не заботясь пока даже, куда они пойдут, а стараясь представить общий план событий и облик действующих лиц – Шута, Шутихи, их жен и дочерей, Купца… есть в балете даже такой необычный персонаж, как Коза.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти