Prom 31: Prokofiev, Tchaikovsky and Stravinsky
Kirill Gerstein piano
BBC Scottish Symphony Orchestra
Thomas Dausgaard conductor
Променады, формально известные как BBC Proms, или Генри Вуд Променад концерты, представленные на BBC – это восьминедельный летний сезон ежедневных оркестровых концертов классической музыки и других мероприятий, проводимых ежегодно, главным образом, в Королевском Альберт-холле в центре Лондона. Основанный в 1895 году, каждый сезон в настоящее время состоит из более чем 70 концертов в Альберт-Холл, серии камерных концертов в Cadogan Hall, дополнительных Proms в парке, и связанных с ними образовательных и детских мероприятий. В 2009 году общее количество концертов достигло 100 в первый раз. В контексте фестивалей классической музыки Йиржи Белоглавек описал Proms как «самый большой и самый демократичный в мире музыкальный фестиваль».
Так как все можно послушать в интернете и на радио, есть желание остаться дома и слушать – но этот концерт был напоминанием о том, что вполне стоит посещать концерты лично.
На Промсах есть тенденция играть довольно редко исполняемые вещи. К ним относится и «Скифская сюита» Сергея Прокофьева (1915). Впервые на Промс она была исполнена в 1987 под руководством Sir Simon Rattle, в 2003 Гергиев с Роттердамским филармоническим оркестром сыграли ее здесь вновь. Это было всего лишь 4-е исполнение. Правда, Гергиев нашел и еще реже исполняющееся произведение Прокофьева – Симфоническая песнь для большого оркестра, ор. 57, 1933. В исполнении Шотландского симфонического оркестра BBC под руководством Томаса Даусгора это было очень ярко – пылающий оркестровый холст.
Незавершенный балет Прокофьев превратил в сюиту для оркестра, используя большую медную секцию, которая раскрывает всю мощь оркестра.
Томас Даусгор и оркестр под его управлением заполнили Альберт Холл звуком полностью. Были и нежные моменты, особенно в третьей части с высокими струнными, арфой и деревянными духовыми.
Прекрасный пролог к очаровательной прелести Первого фортепианного концерта Чайковского в исполнении Кирилла Герштейна. Технически безупречное исполнение было усеяно моментами неожиданной красоты. Герштейн исполнил оригинальную, не пересмотренную версию концерта 1879 г., где каждый такт отражает вдохновение Чайковского. Это «позволяет нам вернуться к первоначальным намерениям Чайковского» – сказал мне Кирилл, когда я разговаривала с ним после концерта.
Пианист очень близко сидел от стоящих в первом ряду арены. Я позавидовала тем, кто был в состоянии наслаждаться безупречной техникой Герштейна на предельно близком расстоянии. Он играл Чайковского с большим чувством, легко и текуче, в полной гармонии с оркестром.
Струнные были замечательны, создавая глубокий, богатый, волнующий тон. Очень впечатлило соло главного виолончелиста Мартина Стори.
Интересно было наблюдать, как Кирилл Герштейн устанавливал контакт глазами с исполнителем, чей инструмент подхватывал мелодию. И следить за дирижером, который сам с удовольствием слушал игру пианиста, опираясь на крышку рояля со своего дирижерского пульта.
Так как Промс – очень ожидаемое мероприятие, публика на концертах собирается знающая, хорошо разбирающаяся в музыке. Нередко с партитурами в руках. И очень редко можно видеть как она вспыхивает спонтанно таким восторгом, как при исполнении Первого концерта. Зал не удержался и аплодировал после первой части. Это было наслаждение слушать изумительную музыку Чайковского в Королевском Альберт Холле, когда ее исполняют с такой любовью и пониманием.
Естественно, был и «бис», так как публика и хлопала, и топала. На «бис» Герштейн мастерски исполнил Листа: Transcendental ?tude No. 7.
И заключительным аккордом была «Весна священная» Игоря Стравинского (1911-13). Произведение, написанное несколькими годами ранее Скифской сюиты Прокофьева.
В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну и погибает.
Примитивизм наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями, прекрасно был передан в исполнении, где ритм шокирующе преобладал над гармонией.
Dausgaard и BBC SSO вдохнули жизнь в музыку, показав, как непреодолима сила природы. Полная энергии, всегда на краю, но не выходящая из-под контроля, несмотря на постоянно меняющиеся нерегулярные ритмы, музыка завораживала. Каждая секция оркестра впечатляла: и трубы, и перкуссии, но сложно было отвести глаза от группы ударных.
Блестящее завершение вечера. Долгие овации и крики браво.
Очень понравилось.
специально для Музыкальных Сезонов.
Лондон
Photo: BBC/Chris Christodoulou
Пока нет комментариев