О Волга! после многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все те же даль и ширь…
Николай Некрасов
Тольяттинский летний музыкальный фестиваль «Классика над Волгой», придуманный десять лет назад меломаном, энтузиастом и просто влюблённым в искусство и в этот необыкновенно красивый край молодым предпринимателем Алексеем Возиловым, прошёл трудный, но славный путь от мероприятия местного масштаба до международного праздника музыки с амбициозными планами на будущее и загадочным названием «Тремоло».
Для начала Алексей Возилов обзавёлся кругом единомышленников. Одним из первых, кого он увлёк своими «сумасшедшими идеями» (так, по крайней мере, считали его друзья), был руководитель Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» дирижёр Фабио Мастранджело, который скоро стал художественным руководителем Тольяттинского фестиваля. Вместе они решили расширить формат проекта «Классика на Волге», превратив его в Международный фестиваль музыки и искусств, включающий в свои программы все виды и жанры музыкальных и иных близких к музыке искусств классического и современного репертуара, в том числе и творения служителей богини танца Терпсихоры. И назвать этот фестиваль с подачи маэстро Мастранджело – «Тремоло»[1]. Красиво звучит, не правда ли? Теперь иностранные имена в моде. Но почему-то на ум приходит строка из Грибоедова: «Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой».
«Многие уверены, что »Тремоло» – проект исключительно коммерческий, – с грустью сказал на пресс-конференции директор фестиваля Алексей Вазилов. – Однако посчитайте. Один день фестиваля обходится примерно в один миллион рублей. Это аренда помещения, доставка артистов, гонорары, заработная плата команды фестиваля, реклама и многое другое. Без поддержки спонсоров и государства сложно даже окупить такие расходы».
На самом деле цель Тольяттинского фестиваля – популяризация музыкальных искусств и реализация творческих устремлений молодых исполнителей и постановщиков, ведь им предоставляется возможность выступать на одной сцене с именитыми мастерами.
Ныне Международный музыкальный фестиваль «Тремоло» – визитная карточка не только Тольятти, но и всей Самарской области. Праздник проходит в Зелёном театре под открытым небом на берегу Волги, на фоне Жигулёвских гор, вблизи соснового бора, и собирает он теперь не пятьсот, а более пяти тысяч слушателей и зрителей.
За десять лет в Тольяттинском фестивале приняли участие музыканты более чем из двадцати стран мира.
Десятый (юбилейный) фестиваль «Тремоло» (25–27 июня) открыла знаменитая оперетта Иоганна Штрауса «Цыганский барон», которая по сей день имеет мировой успех, но почему-то ни разу не ставилась на сцене Московского театра оперетты. Её представили в концертном исполнении Оперная студия Казанской консерватории им. Н. Г. Жиганова и хор студентов Казанского музыкального колледжа им. И. В. Аухадеева. За дирижёрским пультом консерваторского Симфонического оркестра стоял Алим Шахмаметьев – художественный руководитель симфонического оркестра Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, главный дирижёр Камерного оркестра Новосибирской филармонии.
«Цыганский барон» задумывался Штраусом как опера, но волею обстоятельств стал опереттой. Так что спектакль объединяет вокальные трудности высокого и весёлые куплеты легкого жанров музыкального театра (реж. Ирина Плотникова).
На импровизированной сцене Зелёного театра царила стихия песенности, ритмов вальса, польки, марша, чардаша. Особый колорит действу придавали знакомые цыганские и венгерские напевы и мелодии и характерные для них ритмы.
Оркестр под управлением маэстро Шахмаметьева звучал слаженно, а солисты и хор держали равновесие между опереточной формой и оперным вокалом Иоганна Штрауса.
Молодые солисты со свежими красивыми голосами представляли изящный вокальный стиль звукообразования и звуковедения «казанской школы» и драматическое мастерство.
Особо хотел бы отметить Айтугана Вальмухметова (Шандор Баринкай) – обладателя красивого «вердиевского» баритона, необыкновенно музыкальную Айсылу Сальманову (Арсена), искристое, как шампанское, и прозрачное, как горный хрусталь, лирическое сопрано Яны Флаксман (Саффи), драматически и вокально одарённого Ивана Балашова (Карнеро), будто рождённого для оперетты Кирилла Логинова (Граф Омонай), обладателя редкого баса с богатыми тембрами (ему бы органную музыку петь!) Дмитрия Босова (Зупан)…
Зрители продолжительными аплодисментами благодарили создателей и исполнителей этого замечательного спектакля.
Надо заметить, что классическая оперетта – замечательная школа для певцов. Она требует отличной вокальной и сценической подготовки. В. И. Немирович-Данченко постоянно подчёркивал, что для поддержания сценической формы «драматическим артистам необходимо выходить в водевилях, а оперным – в опереттах».
Праздничным сюрпризом стал премьерный концерт Фабио Мастранджело «Страсти по опере», для которого он привёз из Санкт-Петербурга камерный оркестр «Северная симфониетта» (восемнадцать человек) театра «Мюзик-Холл» и звёздных солистов Мариинского театра Августа Амонова (тенор), Анну Кикнадзе (меццо-сопрано) и Михаила Колелишвили (благородный бас).
В программе концерта были представлены увертюра к опере Россини «Итальянка в Алжире» и две части из «Времён года» Чайковского (исполнение которых продемонстрировало душевность и теплоту музыкантов в сочетании с импульсивным темпераментом маэстро Мастранджело), а также арии из опер Пуччини, Леонковалло, Чилеа, Россини, Оффенбаха, Бизе, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Анна Кикнадзе и Август Амонов блестяще исполнили заключительный дуэт из оперы Бизе «Кармен». А знаменитую арию Дона Базилио из оперы Россини «Севильский цирюльник» обладатель уникального баса Михаил Колелишвили спел так, что сердце замирало от магии вкрадчивого голоса певца, воспевающего клевету и страх.
Заключала программу фестиваля «Музыкальная битва». Три молодых, ярких, амбициозных в творчестве коллектива, исполняющих разную музыку, представили своё видение музыкальных эпох и стилей, соревнуясь друг с другом в виртуозности исполнения, юморе и страсти.
Камерный ансамбль «БИС-КВИТ» (Санкт-Петербург) объединял звучание русских народных инструментов и тембры эстрадного джаза, струнный ансамбль Erato quintet из Нижнего Новгорода демонстрировал высокую культуру камерного музицирования, а московская вокальная группа a capella Rain Drops покоряла слушателей виртуозным владением своими голосами.
На перекрёстке музыкальных жанров, городов и стран Тольяттинский фестиваль музыки и искусств «Тремоло» продолжает радовать слушателей и зрителей встречами с прекрасным.
[1] Трéмоло (итал. tremolo букв. «дрожащий») – разновидность мелизма. Приём игры на различных музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия. Не путать с вокальным тремоло – дефектом пения, связанным с форсированием голоса, неумением формировать переходные звуки и тоны верхнего регистра.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев