Пора нам в оперу скорей

Вид на Царскую ложу Большого театра

Что делать, если друзья предлагают сходить на оперный спектакль, а вы ни разу не были на представлении этого жанра и боитесь соскучиться или показаться глупой белой вороной среди учёных скворцов?

Надо отбросить все страхи и попробовать провести вечер в совершенно ином мире, где люди общаются, выражают свои чувства с помощью пения, а не разговора. Где играет большой симфонический оркестр в яме. Где на сцене — красиво и волшебно, будем надеяться.

Клаудио Монтеверди

Опера зародилась в Италии, в конце XVI века. Флорентийской камератой (кружком) называют содружество философов-гуманистов, поэтов и музыкантов. Они стремились вернуть музыку к её простым античным истокам, уйти от строгого многоголосия (полифонии) католической церкви. Интересный факт, одним из самых активных деятелей Флорентийской камераты был Винченцо Галилей, отец будущего великого физика и астронома Галилео Галилея. Целью Галилея было создание такой мелодии, звуки которой подчёркивали бы выразительность каждого поэтического слова. Когда он положил на музыку фрагмент из «Божественной комедии» Данте, получилась как бы «говорящая» мелодия, которую Галилей с глубоким волнением пел, аккомпанируя себе на виоле или лютне. Позднее участники Камераты приступили к созданию драм, целиком положенных на музыку, получивших название Dramma per musica. Самым ярким представителем той школы, чьи произведения переживают своё новое Возрождение, начиная с XX века, считается Клаудио Монтеверди (1567-1643). Сохранившиеся его оперы: «Орфей», «Возвращение Улисса» и «Коронация Поппеи» и сейчас поражают своим чистым изысканным мелодизмом, психологически достоверным изображением мифологических и античных героев, во многом опередившим своё время.

Последующая эпоха барокко подарила миру ещё одного оперного титана, оставшегося в веках. Георг Фридрих Гендель (1685-1759). 40 опер принадлежит его перу. Среди них и сочинения на серьёзные сюжеты — оперы seria, и лёгкие незатейливые пасторали. Величавые медленные адажио сменяются у Генделя виртуозными пассажами, где голос певца соревнуется с инструментами оркестра.

Век XVIII — Вольфганг Амадей Моцарт. Вот кто, пожалуй, впервые, сделал оперу одновременно трагедией и фарсом, как в «Дон Жуане», комедийным детективом в «Свадьбе Фигаро», сказкой и мистерией в «Волшебной флейте». Начните с Моцарта, это — как родниковая вода, не имеет противопоказаний. Выберите из трёх названных самых популярных опер сюжет по душе, прочитайте краткое содержание. А теперь найдите и послушайте несколько самых популярных арий (Дон Жуана или Лепорелло, Сюзанны или Керубино, Царицы ночи или Папагено). Их основные темы просты как народные песни и запоминаются практически с первого раза. Пусть эти музыкальные маячки радуют узнаванием в момент присутствия на живом спектакле.

Золотым веком оперы считают девятнадцатый. Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти — они создали шедевры бельканто, от слова «прекрасное пение». Но, пожалуй, самым народным, понятным и доходчивым оперным классиком был и остаётся великий Джузеппе Верди (1813-1901). До сих пор все итальянцы знают наизусть Хор пленных иудеев из его оперы «Набукко», ставший по сути вторым национальный гимном. И пусть времена шарманщиков, разыгрывавших на улицах мотивы из «Риголетто», «Травиаты», «Аиды» давно канули в Лету, из 26 опер Верди каждый может найти себе самую любимую.

Если хочется совсем открытых, на пределе, эмоций и более близких народных персонажей — пожалуйте к веристам. Пьетро Масканьи с его «Сельской честью», «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, наконец, Джакомо Пуччини: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфлай» — местами почти киномузыка по концентрации передачи внутреннего состояния героев.

А есть ещё французские сокровища — «Кармен» Жоржа Бизе, «Лакме» Лео Делиба, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, «Вертер» и «Манон» Жюля Массне.

Особый мир — оперы Рихарда Вагнера. Многочасовые музыкальные драмы, где архаичный мифологический сюжет таит в себе многослойный философский смысл, а богатейший оркестр подчас важнее вокальных партий, достаточно сложны для восприятия. Отложим их на потом, так лучше!

Все вышеперечисленные оперы исполняются сейчас на языке оригинала: итальянском, французском, немецком. В этом для начинающих свой путь к опере есть плюсы и минусы. Плюс — не надо пытаться разобрать слова. Дикция редко у кого из певцов стопроцентно понятна. Театры почти везде снабжены титрами над сценой, многие играючи считывают их, не отвлекаясь от действия. Минус — не все нюансы вкладываемого композитором смысла доходят, когда не понимаешь языка. Кому-то важнее общая эмоция, а кому-то слова нужны в качестве проводника.

Но тут нам крупно повезло! Русская опера — это «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского.

Остановлюсь перед XX веком. За редким исключением музыкальный язык опер, созданных Рихардом Штраусом, Франсисом Пуленком, Прокофьевым и Шостаковичем подходит для уже подготовленного на классике и романтизме слушателя.

Надо только помнить. Мы живём в пору так называемого «режиссёрского театра». Многие современные постановщики исходят из того, что все зрители уже знают, про что речь в пьесе или либретто, по которому написана музыка оперы. И начинают сочинять поверх сюжетной канвы нечто своё, заново. Так древнеегипетский военачальник Радамес одевает камуфляж и берёт в руки автомат, Царская невеста Марфа оказывается дочкой олигарха из «новых русских», а примадонна времён Бонапарта Флория Тоска теряет своего любимого Марио в подвалах гестапо. Причём, режиссёры-радикалы больше всего уповают именно на приближение таким образом устарелых, якобы, сюжетов к молодёжи. Дескать, страдания молодого Вертера понятней, если герой вместо сюртука и жабо носит джинсы и футболку.

Кому то актуализация и впрямь близка. А кто-то недоумевает: ну раз герои на сцене не вполне обычные люди, не говорят, а поют, то старинный или фантастический наряд им гораздо уместней, чем костюм из модного бутика.

Каждому — своё. Найти его в оперном многообразии способен любой грамотный человек. Важно свой первый поход в оперный театр организовать заранее, продумать — чью музыку и про каких героев хочется услышать, какую постановку увидеть: традиционную или новаторскую. Благодаря интернету это сейчас несложно. Там же, в сети, можно найти и данные про конкретных певцов-солистов, послушать их голоса на YouTube.

И если всё совпадёт и звёзды сойдутся в назначенный вечер — первый оперный спектакль станет началом долгого увлекательного путешествия в мир подзабытых высоких чувств, пылких страстей и очистительного катарсиса.

 

Просмотров: 161