В январе 1876 г., находясь во Франции, Петр Ильич Чайковский приступил к работе над Струнным квартетом № 3 ми-бемоль минор, и в феврале произведение было завершено. Композитор посвятил его памяти своего друга Фердинанда Лауба, безвременно ушедшего из жизни в 1875 г., и в этом своеобразном «музыкальном памятнике» выразилась боль утраты. Из всех квартетов Чайковского Третий квартет наиболее драматичен и отличается наибольшим единством мысли. В нем воплощена вечная идея противоборства жизни и смерти, которая впоследствии получит наиболее полное выражение в Шестой симфонии.

Часть первая – Andante sostenuto – Allegro moderato – открывается скорбным вступлением. Тональность ми-бемоль минор сама по себе располагает к воплощению подобных образов, а на струнных инструментах она, к тому же, делает невозможным использование открытых струн с их звонким тембром, и это делает звучание приглушенным. Формально Andante sostenuto входит в состав первой части, но это относительно обособленный раздел со своей формой и кульминацией. Драматургия последующего Allegro основывается не на противопоставлении главной и побочной партий, а на внутренней конфликтности каждой из них. В главной партии активному, действенному четырехтактовому построению отвечает фраза лирического характера. Побочная партия, напротив, начинается как светлая лирическая тема, но по мере изложения в ней появляются драматические интонации. В обеих партиях присутствует триольный мотив, который в дальнейшем развитии будет иметь важное значение. В разработке сталкиваются и объединяются мотивы обеих тем – композитор избирает наиболее активные из них, поэтому музыкальное развитие приобретает особую напряженность. Реприза динамизирована и расширена. В конце первой части возвращается музыкальный материал вступления.

Вторая часть – Allegretto vivo e scherzando – это скерцо, легкое и стремительное, но с оттенком гротеска: неожиданные динамические эффекты, синкопы, перебрасывание мелодии от одного инструмента к другому. Контраст вносит грациозная тема среднего раздела.

Третья часть – Andante funebre e doloroso ma con moto – написана в характере похоронного марша, она являет собою средоточие трагического настроения Квартета. И в тональном, и в смысловом отношении она перекликается с мрачным вступлением к первой части. Скорбный характер первой темы усиливается приглушенным, холодным звучанием скрипки с сурдиной, диссонирующими аккордами с секундовыми созвучиями наверху. Затем возникает некое подобие заупокойной церковной службы: безжизненный четырехголосный хорал с последующей монотонной речитацией скрипки на одном звуке. Общего скорбного настроя третьей части не нарушает даже мажорная вторая тема – не случайно она снабжена указанием con dolore (со скорбью).

Трагизм квартета, достигнув кульминации в третьей части, отступает в четвертой – Finale: Allegro non troppo e risoluto, уступая место жанрово-танцевальным образам. Примечательно, что интонационно финал не связан с предыдущими частями – тем самым подчеркивается образное противопоставление. Плясовые мотивы в сочетании с квартовыми и квинтовыми призывными мотивами создают картину народного праздника, предвосхищая финал Четвертой симфонии. Четвертая часть поражает мощностью звучания, какой, казалось бы, трудно ожидать от маленького струнного ансамбля. Композитор расширяет рамки камерного жанра, придавая музыкальному развитию симфонический размах.

Сам Петр Ильич Чайковский остался недоволен результатом своего творчества – ему казалось, что он «исписался» и уже не сможет создать ничего нового. Критически отзывались о квартете и некоторые современники – например, Цезарь Антонович Кюи упрекал композитора в «крайней неразборчивости в выборе тем», в недостаточной оригинальности мелодий, отмечая, что темы «благозвучны, но не глубоки». Но даже в этом – далеко не самом доброжелательном – отзыве отмечается «мастерство разработки, прелесть гармонизации и инструментовки». В целом произведение было благосклонно принято публикой и музыкальными критиками. В рецензиях оно характеризовалось как «превосходное, вдохновенное сочинение, вполне достойное имени его автора», отмечалась симфоничность стиля. Квартет с успехом был исполнен в Московской консерватории в марте 1876 г.: «Во время анданте многие, говорят, плакали. Если это так, то торжество большое», – замечает автор. В октябре того же года состоялась петербургская премьера, а начиная с 1880 г. Квартет исполняется за границей – он звучал в Париже, в Лейпциге, в Нью-Йорке. Высоко оценил его Ганс фон Бюлов, отмечая «свежесть, силу, глубину и оригинальность». Но, хотя успех Третьего квартета возрастал от исполнения к исполнению, Чайковский ценил его меньше, чем Второй.

Все права защищены. Копирование запрещено