Струнный квартет № 2 фа мажор Петр Ильич Чайковский создал в январе 1874 г. По признанию композитора, произведение было написано «в один присест». Композитор посвятил произведение великому князю Константину Николаевичу Романову.

От предыдущего камерно-инструментального сочинения Чайковского, в котором преобладала лирика, Второй квартет отличается подчеркнутым драматизмом, обостренной конфликтностью. Психологическая драма, раскрываемая в произведении, по своей напряженности не уступает симфониям Чайковского. Такое образное содержание обусловило выход за пределы собственно камерного письма, появление оркестровых приемов (не случайно Антон Григорьевич Рубинштейн оценил стиль Квартета как «совсем не камерный»). Но сближение камерного жанра с симфонией находит выражение не только в приемах инструментовки, но и в характере музыкальной драматургии.

Часть первая – Adagio – Moderato assai – открывается развернутым медленным вступлением. Оно построено на драматических речитативных интонациях. Страстно-тревожный характер мелодической линии усиливается благодаря диссонансам и тональной неустойчивости. Экспозиция тоже исполнена тревоги: в тональном отношении она настолько неустойчива, что основная тональность определяется с трудом. В главной партии важную роль играют призывные интонации восходящих кварт и квинт, а беспокойный характер подчеркивается способом изложения – развитие темы начинается еще до ее завершения. Более уверенной выглядит связующая партия. В побочной партии появляются элементы народно-песенного склада (кварто-квинтовые попевки, переменный лад). Разработка поражает разнообразием и тонкостью мотивного развития. Маршеобразность, возникающая к концу, казалось бы, предвещает «триумфальную» репризу, но этого не происходит: звучность спадает, а главная партия начинается непосредственно с развивающего раздела. Кода, построенная на мотиве, открывающем разработку, вносит умиротворение.

Вторая часть – Allegro giusto – вальсообразное скерцо, предвосхищающее вальсы из симфоний Чайковского. Его светлая задушевность противопоставляется драматизму большинства разделов первой части, продолжая образную линию коды. Печальные интонации возникают по ходу музыкального развития, но они лишь оттеняют общее светлое настроение второй части. Мелодия очень пластична и изящна, особую мягкость и нежность придает ей переменный размер – 6/8-6/8-9/8.

Фа-минорная третья часть – Andante ma non tanto – один из самых вдохновенных образцов лирики Чайковского. В основной теме каждое новое мотивное звено отличается от предыдущих несмотря на то, что в основе их всех лежит одна интонация нисходящей кварты, развиваемая по принципу восходящей секвенции. Это многократное подчеркивание ниспадающей интонации придает мелодии трагический пафос. Его оттеняет тема среднего раздела – благородно простая, уравновешенная, но ее идиллический характер разрушается в ходе развития: фактура аккомпанемента уплотняется, появляются модуляции в далекие тональности. Кода, идущая в нюансе pp, объединяет элементы предшествующих разделов.

Четвертая часть – Finale. Allegro con moto – напоминающая торжественный полонез, имеет форму рондо-сонаты. Главная партия звучит мощно, но восходящие скачки на септиму придают ее очертаниям некоторую угловатость. Ее сменяет широкая, величественная побочная партия. В дальнейшем чередование темы и эпизодов происходит согласно закономерностям формы рондо. Фугато, предшествующее коде, имеет разработочный характер. В коде, которая, в сущности, выполняет функцию репризы, побочная партия звучит мощно и торжественно, но завершается кода эпизодом Piu mosso с оттенком танцевальности.

Второй квартет Чайковского впервые был исполнен вскоре после его завершения в узком кругу в доме Николая Григорьевича Рубинштейна. В числе прочих присутствовал Антон Григорьевич Рубинштейн, у которого произведение восторга не вызвало, но другие слушатели одобрили новое сочинение. В марте того же года состоялось первое публичное исполнение. Петр Ильич полагал, что публике Квартет пришелся «не по вкусу», однако это было преувеличением: премьера прошла успешно, о произведении одобрительно высказались скрипач Леопольд Ауэр и виолончелист Карл Юльевич Давыдов. Критик Герман Августович Ларош оценил Квартет как «самое своеобразное и оригинальное» сочинение Чайковского, особо отметив эмоциональную глубину и богатую гармонизацию медленной части и удачное объединение испанских ритмов с контрапунктическим стилем в финале. Сам Петр Ильич высоко ценил Второй квартет, считая его лучшим из своих сочинений. В последующие годы, говоря о тех или иных новых произведениях, он нередко сравнивал их со Вторым квартетом.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено