На афише Большого зала Московской консерватории в минувшее воскресенье глаз интриговало полузабытое слово «Персимфанс». В памяти ожили уроки истории музыки, чуть снисходительный рассказ педагога о наивном послереволюционном опыте создания Первого симфонического ансамбля (такова расшифровка аббревиатуры) без дирижера. Тот опыт, выдержав чуть больше десятилетия с 1922 по 1933 год, был отвергнут последующим советским академическим официозом. И тем более, кажется, не своевременен сейчас, в пору нового насаждения имперского духа. Однако 2017 год, срифмовавшись через столетие с годом революции, вдруг донес и до нас отголоски вихревых веяний тех дней.
Будем точны: новый Персимфанс возник не сегодня, а еще в 2009 году. Но вызывал интерес больше у музыкальных гурманов и организаторов фестивалей на Западе. Вниманию к коллективу на его родине, бесспорно, способствовало теперешнее широкое обращение к событиям 1917-го и последующих годов.
То, что перед публикой Большого зала не обычный симфонический оркестр, было видно с первого взгляда, еще до начала игры. Музыканты расположились овалом, лицом к центру сцены, где за роялем сидел пианист Петр Айду. Справа – полудуга первых скрипок, слева – вторых. Перед пианистом – альты, за ним – виолончели, арфы и контрабасы, вокруг – деревянные духовые. Справа поодаль – медь и ударные. Никаких фраков – свободные наряды ярких тонов, кто-то даже в тельняшках. Это тоже штрих из числа тех, что создают атмосферу концерта.
Но главное, конечно, музыка. Нынешнюю программу начали с произведения полузабытого сейчас Юлия Мейтуса, тогда – ведущего композитора Украины. Сюита называется «На Днепрострое». Импрессионистичные арфы, жесткий индустриальный ритм, знойная «степная» тема деревянных духовых – все это следует друг за другом калейдоскопически и не без наивной эклектики. Острое чувство ритма и блеск оркестра говорят о влиянии Стравинского. Вскоре Мейтус откажется от авангардных поисков начала 1930-х годов, окончательно перейдя к тяжеловесному советскому романтизму, но пока в его партитуре много свежих красок, роднящих ее с музыкой Мосолова, Половинкина, Дешевова, Животова…
Наивность сквозила и в поэме для чтеца и фортепиано «На смерть Ильича». Пока актер Электротеатра «Станиславский» Андрей Емельянов-Цицернаки пафосно читал стихи (к сожалению, дальше первого-второго ряда их смысл, съеденный реверберацией, не донесся), фортепиано выдавало нечто в духе 2-й концерта Рахманинова, но сдобренное цитатами из «Интернационала».
Во втором отделении парад музыкальных редкостей продолжила симфоническая поэма Сергея Ляпунова «Гашиш». Правда, это как раз типичное произведение дореволюционного искусства, позднеромантическая фантазия по одноименному стихотворению Голенищева-Кутузова о среднеазиатском бедняке, находящем забвение от унылой жизни в грезах курильни. Чего тут только нет! И сладенькие переборы фортепиано а-ля Лист, но с оттенком русской лени и восточного кайфа. И секвенции Бородина, и, в особенности, ритмы Римского-Корсакова – тема царевны из «Шахеразады» списана почти дословно. Эта мозаичность, впрочем, может быть отчасти оправдана сюжетом произведения: ведь даже самая дикая и страшная греза – всего лишь искаженное воспоминание о действительности. Что ж, хотя бы раз в жизни человеку, глубоко интересующемуся историей русской музыки, надо послушать и это.
А вот финал программы я бы рекомендовал послушать всем. Поскольку речь о сочинении Даниила Хармса – кантате «Спасение». Этот неизданный стихотворный текст был найден после гибели писателя. Составлен он именно как кантата, но нет свидетельств, что кто-либо написал на него музыку. И артисты Персимфанса, разбившись на партии, разучили его как полифоническую речевку. Вот это здорово! Типично хармсовский сюжет, предельно жизненный и нелепый одновременно, повествует о двух девушках, едва не утонувших в море, но спасенных нашими геройскими моряками и празднующих свое спасение. Сквозь глуповатое «журчит вода плю-плю, плю-плю, я вас люблю, люблю, люблю» прорывается апокалиптическое «все люди смертны, ибо смерть летает по небу и смотрит из воды». Зная судьбу Хармса и многих подобных ему «несистемных» художников, можно догадаться, что здесь нечто большее, чем просто пародия на романтический приключенческий стиль. Все это скандируется участниками ансамбля, превращаясь в настоящую музыку без нот – с острыми ритмами, сгущениями, разрежениями, антифонными перебросками звука, создающими ощущение бурной стихии, чьи волны могут погубить человека, но способны помиловать.
Не все в программе показалось достаточно продуманно. Например, после поэмы «На смерть Ильича» без перерыва зазвучал 1-й скрипичный концерт Прокофьева, будто эти произведения связаны в один цикл – но ведь это не так. Тогда предположение: может быть, таким образом, эту музыку исполняли когда-то в первом Персимфансе? Нет, объяснил мне после концерта Петр Айду. Тогда в чем логика этого шага?
Уж не говорю, что по качеству игры исполнение столь знаменитого произведения уступало известным образцам «нормальной» его интерпретации: оркестровый звук зачастую был грубоват и напряжен, а мелодия солистки Аси Соршневой тонула в оркестровой массе, особенно в скерцо и финале.
Вообще создалось впечатление, что пока у коллектива нет ясной стратегии. Одним из направлений таковой могла быть, например, последовательная реконструкция программ исторического Персимфанса. Или – создание корпуса партитур, написанных специально для подобного состава и способа игры. Уверен, в той же консерватории немало молодых композиторов, которые охотно попробовали бы свои силы в необычной и увлекательной задаче.
Хотя трудно говорить о стратегии, если коллектив собирается лишь от случая к случаю. Тот давний Персимфанс, при всей стесненности тогдашних условий, все-таки был ансамблем с определенным статусом – он существовал при Моссовете и имел пусть скромное, но финансирование. Персимфанс сегодняшний представляет собой собрание энтузиастов. Приходят из самых разных мест: от студенческих рядов той же консерватории до Большого театра. Но часто собираться не получается. Достаточно сказать, что в нынешнем сезоне это лишь второе выступление. На прошлый концерт пришли 120 музыкантов, на нынешний – только 80. О причудах образующихся составов говорит хотя бы странная численность струнных: на этот раз при 9 первых скрипках, 7 вторых и 6 альтах было 7 виолончелей и 7 контрабасов (если я не ошибся в счете). Как тут достичь хорошего баланса?
Да и сыграть в таком ансамбле может далеко не всякий оркестрант, в идеале игра без дирижера предполагает, что каждый знает всю партитуру и в любой момент готов взять на себя роль капельмейстера, через несколько тактов передавая ее другому участнику. Не случайно в названии отсутствует определение «оркестр», это именно ансамбль, т.е. союз равноправных.
Может быть, сегодняшний Моссовет, теперь именуемый Мосгордумой, вспомнит о давней истории своего покровительства над самобытным музыкальным коллективом? Или поддержку ему окажет какой-нибудь частный фонд, как это, несомненно, произошло бы в цивилизованных странах Запада?
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев